Детский травматизм

Детский травматизм

Повреждением, или травмой, называют результат внезапного воздействия на организм какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в ней
физиологические процессы.

Повреждения, повторяющиеся среди
различных возрастных групп в аналогичных условиях, входят в по­нятие детского травматизма.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреж­дения различают следующие

виды детского травматизма:

  • родовой,
  • бы­товой,
  • уличный (транспортный и нетранспортный),
  • школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и др.),
  • спортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге),
  • прочий (учеб­но-производственный, сельскохозяйственный и др.).

Родовой травматизм

— интранатальные повреждения скелета и мягких тканей у новорождённого, возникающие, как правило, при
патологическом родовом акте, оказании акушерского пособия и в
процессе реанимационных мероприятий в случае асфиксии. Наибо­лее часто у новорождённых происходят переломы ключицы, далее —
переломы бедренной и плечевой костей, повреждения черепа и головного мозга. Крайне редко возникает перелом костей голени, предплечья и позвоночника. Профилактикой этого вида травматизма занимаются врачи родильных домов.

бы­товой

К бытовому травматизму относят повреждения, полученные во время пребывания детей в квартире, на лестничной площадке, во дворе
дома и т.п. Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди
всех повреждений и составляет 70%.
Частота бытовых травм максимальна у детей ясельного и дошколь­
ного возрастов и снижается в школьном возрасте. У грудных детей
около трети всех повреждений составляют ожоги и около 20% — переломы. Предупреждение несчастных случаев в быту зависит от взрослых, ухаживающих за ребёнком. Правильная организация ухода, бла­гоприятные условия окружающей обстановки — важнейшие факторы предупреждения бытовой травмы.
За детьми ясельного возраста необходимо усиленное наблюдение.
Систематическая санитарно-просветительная работа среди родите­лей и работников детских яслей, ознакомление их с причинами травм

и мерами профилактики могут в значительной степени снизить количество травм. Если травма произошла в детском учреждении, она
должна быть предметом разбора и обсуждения.
Бытовые травмы у детей дошкольного возраста возникают в ос­новном при падении или ударе о различные предметы. Количество
ожогов в этом возрасте уменьшается в связи с увеличением жизнен­
ного опыта ребёнка. Предупреждение травм в этой возрастной груп­пе зависит от соблюдения взрослыми элементарных правил безопас­ности в быту (недоступное для детей хранение спичек, ядовитых
жидкостей, осторожное обращение с электроприборами, сосудами
с горячей жидкостью во время стирки и приготовления пищи). Со­
ответствующая разъяснительная работа с родителями и воспитате­лями детских садов ведёт к уменьшению несчастных случаев в этой
группе детей.

уличный нетранспортный

У детей школьного возраста наряду с бытовой травмой начинает
возрастать частота уличной травмы.
Уличный нетранспортный травматизм обусловлен в основном несоблюдением детьми правил поведения на улице. С целью предупреждения этого вида травматизма необходимо правильно организо­вать досуг детей, шире использовать в школе кабинеты продлённого
дня, места организованного и контролируемого отдыха детей.

уличный транспортный

Уличная транспортная травма бывает самой тяжёлой и в связи с
увеличением интенсивности движения на дорогах городов и посел­ков не имеет тенденции к снижению. Травма, как правило, сопро­вождается сочетанными и множественными повреждениями, что
может привести к инвалидизации или даже гибели ребёнка.

Основ­ные причины детского транспортного травматизма — безнадзорность
ребёнка, незнание и несоблюдение детьми правил уличного движе­ния, иногда несоблюдение правил движения водителями транспор­та, игры на проезжей части улицы и др. В целях предупреждения этих
наиболее тяжёлых повреждений необходимо проводить специальные
занятия по изучению правил уличного движения среди детей дошкольного и школьного возрастов, шире организовывать детские автодромы при парках, проводить разъяснительную работу среди родителей, учителей и воспитателей детских садов.

школьный

Около 80% школьного травматизма приходится на время перемен.
Его наиболее частая причина — нарушение правил поведения, по­
этому усиление педагогического контроля за учащимися во время
перемен служит основным способом предупреждения несчастных
случаев в школе.

спортивный

Повреждения, полученные во время уроков физкультуры (спор­тивный травматизм), требуют особого внимания, поскольку боль­шую роль в возникновении этих травм играет недостаточная органи­зация «страховки», особенно во время упражнений на снарядах и при
прыжках. Для профилактики травмы на уроках физкультуры и в шко­лах необходимо обучить детей правилам падения, лучше органи­зовать «страховку» во время гимнастических упражнений, обеспе­чить школы доброкачественным спортивным инвентарём с учётом
возрастных групп, содержать в порядке физкультурные помещения
и площадки.
Для предупреждения повреждений при неорганизованных спортив­ных занятиях на улице и во дворе необходимо увеличить количество
детских площадок для игры в футбол, волейбол, хоккей, катания на
коньках и др.
В учебном плане школ предусмотрено трудовое обучение учащих­
ся всех классов. С целью повышения безопасности труда учащихся
необходимо обеспечить исправность инструментов и оборудования,
обучить правильным приёмам обращения с ними, выработать навы­ки, исключающие учебно-производственный травматизм.

прочие

Среди прочих видов травм следует упомянуть о несчастных случа­ях, происходящих вследствие манипуляций с взрывоопасными предметами.

По количеству и характеру травм у пострадавшего все поврежде­
ния классифицируют как

изолированные,

множественные,

сочетанные и

комбинированные.

• К изолированной травме относят повреждения в пределах одного
органа, одного анатомического сегмента конечности или функционального образования в пределах одной анатомической области.

• Повреждение двух или нескольких органов одной анатомической
полости либо одной анатомической области с одной и той же функциональной направленностью — множественная травма.

• Под сочетанной травмой понимают одновременное повреждение
двух или более органов одной или более топографо-анатомических
областей, но различных в функциональном отношении.

• Комбинированной травмой называют повреждения, возникшие в
результате одновременного воздействия двух и более травмирующих
факторов (механического, термического, химического, радиацион­
ного), т.е. одновременное наличие у пострадавшего двух или более
этиологически разнородных повреждений.

 

91 % детей с повреждениями лечат в амбулаторных условиях и лишь
9% — в стационарах. Из этих цифр видно, какое большое значение
имеют расширение и улучшение амбулаторной травматологической
помощи детям и организация детских травматологических пунктов.

Детский травматологический пункт — специализированное поликлиническое отделение неотложной помощи с контингентом обслужи­вания 100000 детского населения.

Основные задачи детского травма­тологического пункта:
• оказание квалифицированной медицинской помощи и непре­рывное лечение детей с травмами до выздоровления;

• квалифицированная помощь детям, выписанным из стационара
после лечения повреждений опорно-двигательного аппарата;

• оказание медицинской помощи на дому по вызову участкового
педиатра или детского хирурга;

• диспансерное наблюдение за детьми в кабинете долечивания;

• участие в организации и контроле над проведением профилак­тических мероприятий по детскому травматизму и др.