Людвиг Фейербах

Людвиг Фейербах. 

(1804 – 1872)

Сущность человека и сущность религии.

Предметом философии Фейербаха является человек. У Фейербаха мы имеем вполне материалистическое понимание человека, как биологического существа, отличающееся от прочих животных наличием сознания. Этим он вовсе не хочет сказать, что животные подобны машинам, действующим на рефлексах. Животное способно помыслить единичное, схватить связь единичного с единичным[1]. Человек же способен помыслить общее, отнести ту или иную вещь к некоему классу  (это – чашка, это – дерево); то есть – помыслить ее сущность. Это Фейербах и понимает под «сознанием» (способность мыслить род, то есть общее).

Итак, человек отличается от животного тем, что способен помыслить сущность той или иной вещи, мира в целом, себя самого. Фейербаха больше всего интересует последнее.

Сознание человеческое так устроено, что изначально он эту свою сущность мыслит в некоем отчужденном виде. Человек способен помыслить свою сущность, но изначально он мыслит (полагает) ее как некое отдельное, иное по отношению к нему существо, то есть Бога.

Согласно Фейербаху, человек создал Бога по своему образу и подобию, наделив его в неограниченной степени всеми теми положительными качествами, которыми хотел бы обладать сам. Бог, по Фейербаху – совершенный человек, сущность человека.

Основная работа Фейербаха – «Сущность христианства». Фейербах – атеист. Но при этом он не полагает, что религия (конкретно он рассматривает христианство) должна быть отброшена как случайный предрассудок. Религия, согласно Фейербаху заслуживает серьезного анализа, в ней есть значимое содержание, которое нужно извлечь. Религия хранит истину, но в отчужденном, искаженном виде. Поэтому она (согласно Фейербаху) с одной стороны – ценность, с другой стороны – зло. Ведь наделяя Бога всеми возможными положительными свойствами, человек отказывает в них себе, отказывает себе в возможности бесконечного совершенствования, занижает планку требований к себе.

Религия, согласно Фейербаху – не случайный промах, а необходимый этап становления самосознания человека. Человек в будущем должен понять, что, мысля Бога, он мыслил себя и присвоить себе назад эту свою человеческую сущность.

 

И еще причина, по которой человек творит Бога, — это страх. Как мыслящее существо, человек не может не понимать, что мир не добрый и не злой, что миру до него нет никакого дела. Он – безличный. И поэтому человек творит лицо, наделяет мир лицом, которое смотрело бы на человека. В будущем, как полагал Фейербах, человек станет сильнее, научится как-то иначе бороться с этим своим страхом (или, по крайней мере, осознавать его).

 

Антропологический смысл основных христианских догматов.

В своей работе «Сущность христианства» Фейербах анализирует основные положения христианской теологии, выявляя их истинный (с его точки зрения) антропологический смысл.

Например, каков, согласно Фейербаху, смысл учения о Троице? Первое лицо Троицы, — Бога Отца, — Фейербах связывает с первой (но не единственной) основополагающей характеристикой человека – наличием у него разума. Утверждение богослова, что «Бог есть разум» означает лишь то, что человеку присущ разум, абстрактное мышление, благодаря которому он может выйти за пределы себя самого, своей собственной субъективной ограниченности.

Второе лицо Троицы Фейербах связывает с другим основным свойством человеческой природы. «Бог есть сердце», «Бог есть любовь», — мог бы сказать христианский богослов, по Фейербаху же, чтобы выявить антропологический смысл этого тезиса, как и в первом случае, как и во всех подобных, нужно поменять местами субъект и предикат (подлежащее и сказуемое). Тезис, «Бог есть любовь» означает, что любовь – божественна. Что это в человеке – предельно ценное и вполне реальное свойство его натуры: человеку присуще стремление дарить себя другим и жертвовать собой ради других.

Третье лицо Троицы Фейербах склонен считать ненужным добавлением, искусственной конструкцией. То есть, на самом деле (по Фейербаху), человек есть божественная двоица, его суть в том, что он есть один, но в  отношении с другими.

Зато весьма внимательно Фейербах рассматривает значение Божьей Матери. В Боге (как его интерпретирует Фейербах) должна быть женская природа. С мужским началом Фейербах связывает самостояние, самоутверждение человека, а жертвенность и самоотдачу – с женским (в Христе, по мысли Фейербаха, дает о себе знать женская природа, наряду с мужской). Самое чистое, самое высокое отношение мужчины к женщине, пишет Фейербах, – это отношение к матери, а так же к какой-либо другой женщине как к матери.

Еще следует сказать, как Фейербах интерпретирует веру христиан в вечную жизнь,  в бессмертие человеческой души: «вера в потустороннее есть вера в освобождение субъективности от границ природы, следовательно, вера в вечность и бесконечность личности, и притом не в смысле её рода, постоянно развивающегося в новые индивиды, а в смысле уже существующих индивидов, следовательно, вера человека в самого себя»,   «бог есть чистая, абсолютная, свободная от природных границ личность; он есть уже то, чем человеческие индивиды только должны быть и некогда будут — поэтому вера в бога есть вера человека в бесконечность и истинность своего собственного существа».

И это пишет атеист! Христианство, согласно Фейербаху, самая лучшая религия, потому, что ее Бог человечней, а значит человек (причастный к этой религии) в большей степени Бог. Он приблизился к пониманию своей собственной сущности.

Но все же, христианство, по мысли Фейербаха, в будущем будет преодолено. В будущем будет некая «религия человека».

 

Основные работы:

«Сущность христианства» (1841)

«Сущность религии» (1845)

[1] Аналогичную вещь говорит о животных Шопенгауэр, наделяя их рассудком, но не разумом.