Серен Кьеркегор

Серен Кьеркегор

Серен Кьеркегор (1813 – 1855)

 Понятие «экзистенция».

Предмет рефлексии Кьеркегора, так же, — человек. И в своей интерпретации того, что такое человек, Кьеркегор отталкивается от Гегеля, от гегелевского различения вещи и индивида.

Человек не есть в смысле вещи, сущность его состоит не в пассивном пребывании и обладании неким качествами, а в том, что он – существо действующее (он совершает поступки, принимает решения). В том, что его существование протекает во времени (оно принципиально текуче и принципиально конечно) и в определенных жизненных обстоятельствах (от которых он не в состоянии и не в праве абстрагироваться).

Кьеркегор вводит в качестве принципиального различия различие бытия и существования. «Есть» вещь, — человек же существует. Если он, конечно, не просто вещь. Человеку мало быть, ему нужно существовать. Существовать труднее, — пишет Кьеркегор .

«Существование» по-латыни – existentia  (экзистенция). Кьеркегора впоследствии назовут родоначальником философии экзистенциализма.

Итак, человек, согласно Кьеркегору – это существование (экзистенция»).

 

«Существовать в качестве человека, означает отваживаться на решение» С. Кьеркегор, «Философские крохи»

 

____________________________________________________________________________

Критика Гегеля.

Однако дальнейший ход мысли Гегеля Кьеркегором уже не приемлется. Гегель, определив индивида как существо действующее, переходит затем от индивида (конкретного человеческого субъекта) к Абсолютному духу (абсолютному субъекту). Конкретный человек оказывается у Гегеля  моментом существования Абсолюта.

Кьеркегора удивляет и вызывает возмущение то, что Гегель пишет (строит свою философскую систему) как бы с точки зрения Абсолютного духа, как если бы это было возможно, чтобы человеческий разум мог стать на позицию Абсолютного разума и с этой позиции взглянуть на мир.

Гегель говорит с позиции Абсолюта, с позиции вечности и о вечном, о мире в целом, о бытии…. В то время, как для меня (реального человека) речь может идти только о моем существовании.

С точки зрения Абсолютного духа (если бы мы могли на нее встать) мир предстал бы нам как разумное целое, зло было бы иллюзией, смерть так же; все различия снимались бы, все противоречия были бы преодолимы. С позиции моего конкретного существования мир непонятен, зло и смерть реальны, различия остаются различиями, а противоречия противоречиями.

Кьеркегор считает, что отвлеченное мышление, абстрагирующееся от личности, от существования самого мыслителя, — глупость. Для Кьеркегора философия – это, прежде всего, этика: для меня (человека) речь идет о моем конкретном существовании, о том, что мне с ним делать, какие решения я принимаю в своей жизни (а все значимые решения в моей жизни так или иначе морально окрашены).

Человек, согласно Кьеркегору, не «снимается» в некоем сверхличностном Мировом духе. Его сущность – в том, что он здесь и сейчас и это он  принимает решения, а не мировой разум. Он рождается и умирает, может погубить или спасти свою душу, он вновь и вновь пытается из своей конечности помыслить вечное.

В животном царстве мы видим, что род выше индивида (существование индивида подчинено интересам рода). С человеком дело обстоит наоборот. Самое существенное в человеке то, что он – единственный в своем роде, «этот одиночка».

«Логика Гегеля» (термин «снятие») Кьеркегор восстает против общих принципов гегелевского мышления.

«Абстрактный мыслитель, несомненно, существует, однако его существование выглядит скорее, как сатира. Он удостоверяет существование тем, что мыслит, — но немедленно впадает в странное противоречие: ведь чем абстрактнее его мышление, тем сильнее абстрагируется он от своего существования» С. Кьеркегор  «Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам».

_____________________________________________________________________________

«Религиозный человек» Кьеркегора.

Кьеркегор — ярко выражено религиозный философ. Его называли «поэтом христианства», радикальность его религиозности можно поставить в пару с яростностью атеизма Ницше. Но Бог Кьеркегора вовсе не похож на Абсолютный дух Гегеля. Это – не Мировой разум, а, так же, как человек, — Единственный в своем роде.

Религия (отношение человека к Богу) – это отношение единственного к Единственному, попытка докричаться через пропасть (поскольку Другой, как абсолютно другой, не может быть понятен; даже если это человек, тем более – если это Бог).

Бог Кьеркегора похож на ветхозаветного Бога иудеев, он вызывает страх и трепет, поскольку непостижим и непредсказуем.

Кьеркегор выделяет три типа человека (это не этапы развития, переход от типа к типу случается крайне редко и не является закономерным):

  1. Человек эстетический. Он руководствуется в своем поведении собой, своими интересами и желаниями, это – утонченный или грубый, но эгоист (в качестве примеров человека эстетического Кьеркегор приводит Дон Жуана и Нерона).
  2. Человек этический– руководствуется в своем поведении представлением о долге, ставит общие интересы выше своих личных (например, кантовский человек, живущий согласно требованиям «категорического императива»).
  3. Третий тип (почти недостижимый идеал, о котором говорит Кьеркегор) – человек религиозный. Он руководствуется не моральным законом, пусть даже этот моральный закон исходит от Бога. Бог ведь не моральный закон, не рациональная конструкция, а  Некто. Поступки «человека религиозного» (в том смысле, какой придает этому словосочетанию Кьеркегор) имеют в виду Бога лично. В принципе, они могут (в той, или иной ситуации) выходить за рамки общепризнанной человеческой морали[3].

В отношениях человека с Богом (в пределе, в идеале) нет правил. А моральный закон – это правила; это – всеобщее.

Так вот, Кьеркегор считает (и в этом, можно сказать, смысл его религиозности), что единичное выше общего (Бог, как Единичное и человек, как «единственный в своем роде», поскольку он дорос до того, чтобы действительно быть одиночкой).

«Страх и трепет», — так называется одна из работ Кьеркегора.

С. Кьеркегор «Славословие Аврааму» в книге «Страх и трепет».

_____________________________________________________________________________

Основные работы:

«О понятии иронии» (1841)

«Или-или» (1843)

«Страх и трепет (1843)

«Повторение» (1843)

«Философские крохи» (1844)

«Понятие страха» (1844)

«Болезнь к смерти» (1849)