Гиппократ и его вклад в развитие медицины

Гиппократ и его вклад
в развитие медицины

В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно
имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины.
Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю,
как Гиппократ. Этот великий врачеватель жил около 2500 тысяч
лет назад во времена, когда эллинская культура достигла апогея
своего развития. Временная периодизация относит этот период
к V—IV вв. до н. э. Тогда достигла расцвета не только медицина,
практически любая отрасль человеческой деятельности шла впе#
ред семимильными шагами и имела своих представителей, во#
шедших в историю: выдающимся политиком того времени был
Перикл (444—429 гг. до н. э.), общепризнанными тогда и впо#
следствии философами признаны Демокрит, Анаксагор, Горгий,
Сократ, Эмпедокл, в поэзии выделились Эсхил, Софокл, Аристо#
фан, в области зодчества прославились Пракситель, Фидий, По#
ликпет, в истории это была эпоха Геродота и Фукидида. Великими
же коллегами Гиппократа стали Эврифон, Праксагор, а последо#
вателями — Герофил, Эрасистрат.
Однако как бы ни превозносили вклад Гиппократа в медици#
ну, о самом Гиппократе до наших дней дошли очень ограничен#
ные сведения, не позволяющие даже с точностью установить дату
его рождения и смерти: одни данные свидетельствуют о том, что он
умер в возрасте 104 лет, другие — о том, что он скончался в 83 года.
Предполагается, что он родился в первый год XX Олимпиа#
ды. Местом его рождения был остров Кос (в дальнейшем рас#
цвет косской врачебной школы связывают именно с именем
Гиппократа). В переводе с греческого имя великого врачевателя
переводится как «укротитель коней». Долгое время после его
смерти не было ни одного источника, содержавшего в себе сведе#

ния о биографии Гиппократа. Лишь спустя более 600 лет после
смерти Гиппократа врач Соранс о. Кос (около II в. н. э.) впервые
записал биографию врачевателя, а продолжили его дело лексико#
граф Свида (X в.) и прозаик, филолог И. Цеце (XII в.). Посколь#
ку провести полный анализ его деятельности и работ они не мо#
гли, их рассказы носят отпечаток легендарности и тайны,
которые окружали личность Гиппократа. Из наиболее достовер#
ных источников известно, что он являлся потомком великого Ас#
клепия в семнадцатом колене по отцу, а по матери принадлежал
к роду Гераклидов (т. е. потомков Геракла). Кроме того, ему при#
писывают родственные связи с властителями Фессалии и маке#
донским двором.
Учителями Гиппократа в медицинском искусстве стали его
дед Гиппократ I и отец Гераклид. Когда он покинул родной дом
и покончил с домашним обучением, дальнейшее познание меди#
цинского искусства он продолжил в Книде, а позже у Геродика
и философа#софиста Горгия. Широкое поле для применения
и совершенствования своих знаний Гиппократ получил, став
странствующим врачом. Слава о нем быстро распространялась
по побережью Восточного Средиземноморья. После длительных
странствий он уже в старости остановился в Ларисе (Фессалия),
где и провел остаток жизни, умерев в один год с Демокритом
(около 370 г. до н. э.). Жители Фессалии чтили могилу Гиппокра#
та, на которой были написаны стихи неизвестного поэта, посвя#
щенные великому врачу:
Здесь погребен Гиппократ, фессалиец, рожденный на Косе,
Феба он был самого корня бессмертного ветвь.
Много болезней врачуя, трофеев воздвиг Гигиее,
Много похвал заслужил — знаньем не случаем он.
Неоднократно имя Гиппократа упоминалось в сочинениях его
современников: о нем упоминали Платон, Диокл из Каристы,
Аристотель. В их работах находили сравнения Гиппократа с ве#
ликими скульптурами и политиками Древней Эллады. Не просто
так Аристотель писал о нем даже как о государстве, которое мож#
но считать сильным в отличие от других не по размерам его, а по
выполняемым государственным задачам, ровно как и сам Гиппократ не как человек, а как врач более велик, чем любой другой,
даже во много раз превосходящий его по размерам тела.
Стезю медицины Гиппократ выбрал себе не случайно, ибо все
его предшественники по роду начиная с самого Асклепия были
врачами. В общей сложности истории известно семь Гиппократов, один из которых — внук Гиппократа II, сын его наследника Дракона — лечил жену Александра Македонского Роксану.
Все семь Гиппократов оставили после себя работы о врачебном
искусстве, ровно как и многие другие врачеватели того времени,
однако истории не известно ни одной работы, которая совершен#
но точно принадлежала бы перу Гиппократа II Великого. Эта не#
определенность объясняется тем, что все врачи того времени пи#
сали анонимно, ибо знания передавались изначально только
внутри семейных врачебных школ, т. е. от отца к сыну и немно#
гим желающим обучаться врачебному искусству. Таким образом,
труды эти были предназначены «для домашнего пользования», их
автора знали в лицо.
Лишь в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей, которое было основано первым правителем Древнего
Египта Птолемеем I Сотером (323—282 гг. до н. э.) — диадохом
Александра Македонского, литераторы, филологи, историки
и врачи того времени составили первый сборник древнегреческих
медицинских сочинений. Работа была тогда проведена колос#
сальная, так как в Александрию свозились рукописи со всего све#
та. Общее число папирусных свитков, подлежащих в дальнейшем
переработке и переводу, вскоре превысило 700 тыс. Среди этого
огромного количества произведений было найдено 72 сочинения
на медицинскую тему. Все они были написаны на греческом языке, а точнее, на ионийском диалекте примерно в V—IV вв. до н. э.
Ни под одним из этих сочинений не было подписи автора. Выде#
лить из них те, которые могли бы принадлежать перу Гиппократа,
было практически невозможно: ни одно сочинение не совпадало
по манере письма, глубине и стилю изложения, философской
и медицинской позиции с остальными. Более того, были найдены

открытые разногласия в обсуждении многих вопросов вплоть
до прямо противоположных мнений. Это еще раз подтверждало
то, что все они принадлежали разным авторам. Потеряв надежду
установить авторство работ, историки объединили все эти меди#
цинские тексты в один сборник и назвали его «Hyppokratiki sil
logi» или «Гиппократов сборник» в честь великого греческого вра#
ча. Позднее название и текст сборника были переведены на
латинский язык, и он стал более известен как «Corpus Hippocrati
cum». Чтобы этот великий труд не затерялся в изобилии других
литературных достояний того времени, он неоднократно перепи#
сывался, причем не только на греческом, но и на арабском, ла#
тинском и итальянском и многих других языках мира. И только
через восемнадцать столетий, в 1525 г., когда было изобретено
книгопечатание, он был впервые издан в Риме на латинском язы#
ке. Издание сразу приобрело огромную популярность через год
после его выпуска на греческом языке в Венеции, после чего он
стал чуть ли не самым известным и читаемым произведением во
всей Европе.
Произведение просуществовало долго в неизменном виде,
а в XIX в. французский энциклопедист и филолог Эмиль Литре
занялся глубоким анализом, но так и не выяснил, какие труды,
включенные в состав сборника, могут принадлежать Гиппократу.
Ученые, занимавшиеся исследованием сборника, пришли к мне#
нию, что не более 3—4 произведений можно отнести к авторству ве#
ликого врача. Прежде всего решили, что это «Афоризмы», «Эпиде#
мии», «Прогностика», «О воздухе, водах, местностях».
Прежде всего стоит сказать об «Афоризмах». Пожалуй, только
в отношении этого произведения практически нет сомнений, что
оно принадлежит Гиппократу. «Афоризмы» (от греч. aphorismos —
«законченная мысль») были не только на медицинскую, но и на
общечеловеческие, философские темы. Начало сочинения уже
предвещает значимость этого произведения в научном мире:
«Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропре#
ходящ, опыт обманчив, суждение трудно». Бесспорно, человек,
который так точно и кратко смог изложить сущность человече#

ской жизни в целом и смысл медицинского дела в частности, дол#
жен был обладать недюжинным умом, мудростью, тонким внима#
нием и иметь за плечами многолетний опыт. И даже если бы это
изречение было единственным в его жизни и больше бы он ниче#
го не сделал ни в практической, ни в научной областях медици#
ны, люди уже должны были бы признать, что он великий врач
и мыслитель.
Другое произведение «Гиппократова сборника», которое стало основой диагностики заболеваний, — это «Прогностика»
(от греч. prognosis — «начальное знание»). Это первый труд
по древнегреческой терапии. В книге даются подробные описания прогноза различных заболеваний, постановки диагноза,
способы осмотра, опроса больного, наблюдения за ним, а также
методы «лечения у постели больного». Именно из этого сочине#
ния вошли в века некоторые диагностические признаки, дошед#
шие до наших дней. Например, «лицо Гиппократа» (названо не
по внешнему сходству, а в честь Гиппократа). Это классическое
описание лица умирающего человека, а ныне оно применяется
и в отношении людей с некоторыми определенными заболева#
ниями (метастазирующим раком желудочно#кишечного тракта
и т. д.).
Описание это в «Гиппократовом сборнике» звучит следую#
щим образом: «…нос острый, глаза впалые, виски вдавленные,
кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зеле#
ный, черный, или бледный, или свинцовый…» Это и многие
другие описания и по сей день имеют широкое применение
в медицинской практике.
«О воздухе, водах, местностях» — сочинение, имеющее, ско#
рее, эколого#географическое название, на самом деле первый
труд, посвященный вредному воздействию факторов окружаю#
щей среды на организм человека. В произведении подробно опи#
саны различные «типы людей» в зависимости от местности, в ко#
торой они живут. Как человек, обошедший большое количество
стран, он мог сделать некие обобщающие выводы по поводу
возникновения определенных болезней у людей, населяющих,

например, морские побережья, высокогорные районы, пустынные территории. Также он смог связать частоту появления от#
дельных заболеваний со временем года и даже биологическими
и суточными ритмами. Таким образом, Гиппократ определил, что
люди «разных типов» имеют различную предрасположенность
к заболеваниям, а следовательно, искал как способы лечения, ко#
торые могли бы быть применимы ко всем людям, так и различные
виды подхода к лечению одного и того же заболевания, возник#
шего у людей разных типов. Также он впервые сделал предполо#
жение о четырех телесных соках и, по преобладанию одного из
них в организме — о делении людей на различные типы. Эта тео#
рия легла в основу гораздо позднее сформированного учения
о четырех темпераментах. Это было уже в Средневековье. Учение
гласило, что если в организме преобладает слизь (от греч. phlegma —
слизь), то человек имеет темперамент флегматика, если преобла#
дает кровь (от греч. sanguis — кровь), то человек — сангвиник,
если преобладает желчь (от греч. chole — желчь), то характер чело#
века холерический, а если в организме много черной желчи (от
греч. melaine chole — желчь), то тип темперамента будет меланхо#
лическим. Основа этой системы ошибочно приписывается к за#
слугам Гиппократа, так как даже если он и пытался делить людей
на типы, то не по темпераменту, а по предрасположенности к за#
болеваниям. Кроме того, названия темпераментов в труде «О воз#
духах, водах, местностях» не содержатся, потому что некоторые
слова (типа sanguis) имеют латинское происхождение, а следова#
тельно, Гиппократом они употребляться не могли. В дальнейшем
от теории темпераментов сохранились лишь названия различных
«типов людей». И. П. Павлов связал их с преобладанием процес#
сов возбуждения и торможения, а также с возможными типами
телосложения.
В такой работе, как «Эпидемии в семи частях», можно найти
описание 42 различных заболеваний, которые были наиболее
изучены, так как наблюдения за больными этими заболеваниями
велись отдельно и все данные записывались как своеобразные
истории болезни. В отличие от современных понятий под эпиде#

миями тогда понимались не инфекционные заболевания, а болез#
ни, которые были наиболее широко распространены среди наро#
донаселения. К таким болезням относились чахотки, параличи,
болотные лихорадки, глазные, простудные, кожные, венериче#
ские и другие заболевания. Здесь были описаны истоки клиниче#
ского подхода к лечению заболеваний.
Древние греки задумывались не только о лечении, но и о при#
чинах возникновения болезней, т. е. о возможном их предупрежде#
нии. Причины делились на общие, зависящие от качества и усло#
вий той среды, в которой обитали жители отдельно взятой
местности (что#то наиболее общее, чем пользуются все, т. е. то,
что попадет в организм с дыханием), и индивидуальные, которые
зависели от образа жизни, условий труда, питания и проживания
каждого отдельно взятого человека. Особое внимание в Древней
Греции уделяли физическому воспитанию, гигиене, закалива#
нию. Особенно это было применимо к мужчинам, в которых с пе#
ленок воспитывалась любовь к Родине и готовность защищать ее
в любой момент. Наиболее суровые способы воспитания были
в Спарте, где дети с 7 лет находились на попечении государства
и получали образование в воинских отрядах.
Среди медицинских текстов того времени были найдены со#
чинения по хирургии (от греч. cheir — рука, ergon — дело). В ос#
новном внимание уделялось изучению способов лечения перело#
мов, ран, вывихов, повреждений черепа. Тогда впервые были
описаны приспособления для выравнивания вывихнутых суста#
вов, например, «скамья Гиппократа». Много писали о повязках
(от греч. desmurgia — учение о повязках). Виды повязок, описан#
ные в «Гиппократовом сборнике», применяются и до сих пор, на#
пример «шапочка Гиппократа».
Древние Греки изучали также заболевания зубов, десен, поло#
сти рта. Уже тогда пытались устранять дурной запах изо рта,
а также применялись местные средства для лечения заболеваний
полости рта: наркотические анальгетики, травяные настои и отва#
ры, вяжущие средства и др. Представления древнегреческих вра#
чей о внутреннем строении тела человека были довольно скудны#

ми, ибо они не вскрывали трупы. В этой области они сильно от#
стали от индийских врачей, которые уже за несколько веков до
Гиппократа ввели вскрытие трупов в практику с целью изучения
внутренних болезней. Однако преимущество греков было в том,
что они достигли больших успехов в диагностике и лечении
внутренних болезней, опираясь на данные осмотра, расспроса,
физикальных методов исследования.
«Гиппократов сборник» содержит в себе сведения по фарма#
кологии, в нем находят описание более чем 250 растительных ле#
карственных средств, а также препараты животного, минерально#
го происхождения.
В целом «Гиппократов сборник» — совокупность всех сведе#
ний из области медицины Древней Греции, созданных врачами
V—III вв. до н. э.
Основы современной врачебной этики и деонтологии уходят
корнями также в древний период. Тогда существовало пять ос#
новных трактатов, в которых содержались сведения о том, каки#
ми моральными, физическими, духовными качествами должен
обладать настоящий врач.
Это были такие сочинения, как «Клятва», «О враче», «Закон»,
«Наставления», «О благопричинном поведении». В этих трудах
в основном говорилось о необходимости воспитания врачом
в себе таких качеств, как решительность, опрятность, отвраще#
ние к пороку, презрение к деньгам, изобилие мыслей, отрица#
ние страха перед богами, ибо хороший врач сам приравнивает#
ся к богу.
Истинный врачеватель должен был постигать знания не
только из области медицины, но и все те, которые полезны и мо#
гут пригодиться, а также уметь все сведения, известные ему,
держать в уме и применять их по необходимости.
Однако излишнее применение этих знаний на практике, ког#
да они могли причинить вред, осуждалось, ибо первым законом
врачевания был закон «прежде всего не вредить».
Кроме того, врач не должен был особое внимание уделять де#
нежному вознаграждению, особенно если больной находится
в тяжелом состоянии или нищ (оказание помощи неимущему
было святым делом).
Наряду со знанием своего дела человек, занимающийся меди#
циной, должен был опрятно, достойно выглядеть, дабы у людей
не оставалось сомнений в его профессиональных качествах.
Особое место во врачебном деле Древней Греции занимала
«Клятва Гиппократа» или «Клятва будущего врача», которую да#
вал каждый, закончивший свое обучение медицинскому ремеслу
поприще. «Клятва» не была придумана Гиппократом, он лишь
обобщил в единый текст все ее основные черты, которые су#
ществовали задолго до его врачебной практики. Литературное же
оформление она впервые получила все в той же Александрийской
библиотеке в III в. до н. э.
Любая клятва того времени предполагала поддержку богов,
которые должны были стать первыми карателями в случае клят#
вопреступления. Врачебная клятва содержала в себе упомина#
ния о богах, имевших прямое отношение к медицинскому ис#
кусству и тем, кто им занимался. Это были Аполлон, Асклепий,
Гигиея, Панакея. Имеются предположения, что свое название
«Клятва Гиппократа» получила еще и потому, что в ней упоми#
нается Асклепий, предок Гиппократа II Великого в семнадцатом
колене.
Давая «Клятву» в конце своего обучения, врач обеспечивал
себе доверие со стороны общества и предоставлял гарантию вы#
сокого уровня профессионализма. «Клятва» в переводе с древне#
греческого звучит следующим образом: «Клянусь Аполлоном
врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и боги#
нями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно мо#
им силам и моему разумению следующую присягу и письменное
обязательство: считать научившего меня врачебному искусству
наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками
и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство счи#
тать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изу#
чать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; настав#
ления, ученые уроки и все остальное в учении сообщать своим
сыновьям, своего учителя и ученикам, связанным обязательством
и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими
силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения
всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого
у меня смертельного замысла и не покажу пути для подобного
замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного
пессария.
Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искус#
ство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих ка#
менной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим
делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы боль#
ного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и па#
губного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,
свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел
или услышал касательно жизни людской из того, что не следует
когда#либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи
тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано
счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные вре#
мена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет об#
ратное этому».
Все нормы, изложенные в «Клятве» и других работах, посвя#
щенных врачебной этике, соблюдались неукоснительно, ибо лю#
ди опасались не только гнева соотечественников и расправы со
стороны правительства, но и кары богов.
В современном мире в каждом государстве существует своя
клятва врача, которая отражает уровень развития медицины, на#
циональные и религиозные традиции, но все они сохраняют об#
щие черты с древнегреческой клятвой.
Таким образом, «Гиппократов сборник» содержит в себе
довольно#таки мало произведений, авторство которых можно
приписать Гиппократу, да и называния, упоминающиеся там, —
«Клятва Гиппократа», «скамья Гиппократа», «Гиппократова ме#
дицина» — появились не потому, что были тем, что изобрел непосредственно Гиппократ, а потому, что многие открытия того времени связывались с именем Гиппократа как с именем наиболее
известного тогда врача.
Эти названия прославляли одновременно и эпоху, в которую
появились те или иные новшества. Поэтому Гиппократ — в большей степени легенда Древней Эллады, однако легенда прекрасная и благородная. Ни в коем случае не стоит умалять его заслуги
в становлении и развитии мировой медицины.