Медицина в древнерусском государстве. Киевская русь IX—XIV вв.

Медицина
в древнерусском государстве.
Киевская русь IX—XIV вв.

1. Историческая характеристика
рассматриваемого периода

Восточные славяне основали свое государство в начале IX в.
Благодаря летописям до нас дошли сведения об этом событии,
а государство стало известно как Киевская Русь.
На Руси были значительные продвижения в социально#эко#
номическом плане: стали разделяться земледелие и ремесло,
общины постепенно мельчали, формировались слои населения,
различавшиеся доходами, а потому получили развитие раннефео#
дальные отношения. Крупнейшими центрами торговцев и ремес#
ленников были Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Псков, в ко#
торых росло народонаселение, а следовательно, и спрос на товары
общего пользования. Наиважнейшей исторической вехой был ве#
ликий путь из варяг в греки, который соединил Русь с Византией
и Скандинавией. Объединение этих земель было проведено пер#
вым киевским князем Олегом (882—912). Это объединение то
и завершило формирование Киевской Руси.
Все земли восточных славян были объединены и приняты
в состав Киевской Руси окончательно при Владимире Красное
Солнышко (978—1015). Им же для формирования единой народ#
ности было принято решение о переходе Киевской Руси к единой
религии — христианству в византийском его варианте.
Некоторые причины принятия христианства:
1) социальное неравенство людей требовало оправдания
и объяснения;
2) единое государство требовало единой религии;
22
3) изоляция Руси от христианских европейских стран.
Принятие единой религии стало хорошим политическим хо#
дом для налаживания контактов с византийской культурой, да
и с самой Византией. Выбор религии был не случаен, так как еще
со времен правления князя Игоря (912—945) многие его прибли#
женные, а также и жена его, княгиня Ольга, правившая Русью
после смерти Игоря и приходившаяся Владимиру родной бабкой,
были христианами.
В Киеве уже была церковь св. Ильи, однако распространение,
принятие и утверждение единой религии всем славянским наро#
дам было процессом затяжным и болезненным и длилось более
века.
В середине IX в. на Руси была создана славянская азбука —
кириллица. Несмотря на то что до крещения на Руси были пред#
посылки письменного объяснения, начало славянской письмен#
ности относят именно к этому периоду. Заслугу эту стоит отнести
на счет Константина (в монашестве Кирилла (827—869)) и брата
его Мефодия, которые и придумали кириллицу, состоявшую из#
начально из 38 букв, для того, чтобы доступно можно было про#
поведовать христианскую религию людям, не владеющим иными
языками, кроме славянского.
Так как в проповедничестве христианства более всего на тот
момент нуждалась Моравия (посол к Кириллу и Мефодию с прось#
бой о создании азбуки был отправлен именно оттуда), она первая
приняла кириллицу, и в болгарском государстве был учрежден
День славянской письменности, который с течением времени
приобрел всенародные масштабы и празднуется в странах со славян#
ской культурой и письменностью 24 мая.
На развитие Руси в политическом плане оказало влияние не
только принятие христианства, но и династические браки по#
томков князя Владимира. Его сын — Ярослав Мудрый — заклю#
чил брак со шведской принцессой Ингигерд. У них было трое
дочерей: Анастасия, вышедшая замуж за венгерского короля Анд#
рея, Анна — за короля Франции Генриха I и Елизавета, дважды
замужняя — сначала за Харальдом, королем Норвегии, а потом
после его смерти за королем Дании — Свейном. В свою очередь,
23
сын Ярослава, Всеволод, женился на дочери Константина Мо#
номаха, византийского императора.
Цели, которые преследовались путем заключения этих бра#
ков, носили политический характер, так как укрепляли отноше#
ния с Англией и Францией, а это, в свою очередь, ослабляло завое#
вательные движения викингов и германцев у западных и северных
границ Руси.
С той поры в Европе официально были утверждены три мо#
нарха высшего ранга — император священной Римской империи,
цесарь Византии и великий князь Киевский. Это облегчало обмен
политической и культурной информацией между странами, а так#
же дало начало такому феномену, как русская средневековая
культура.
Через Русь проходили античные рукописи, которые переводи#
ли монахи. Их труды, написанные на пергаменте, сохранились
и до наших дней.
Важнейшим событием того времени была организация в Со#
фийском соборе, построенном в честь победы над печенегами,
первой библиотеки (1037 г.). Организовал ее Ярослав Мудрый,
который вообще был очень заинтересован в распространении
письменности и культуры на земле русской. Позже его внучка
Янка Всеволодовна организовала первую женскую школу при
Андреевском монастыре (1086 г.). Судя по археологическим
раскопкам, грамотность на Руси получила очень широкое рас#
пространение, так как найденные при раскопках берестяные гра#
моты принадлежали перу не только князей, но и простых реме#
сленников.
Получив высокое развитие, Древнерусское государство про#
существовало до 1132 г., когда после смерти Мстислава Влади#
мировича оно стало распадаться на феодальные владения, кото#
рые положили начало периоду феодальной раздробленности.
Никакого положительного значения это на тот момент не име#
ло, так как Русь потеряла политическую независимость и под#
вергалась нашествию монгольскому#татарского Хана Батыя
(1208—1255 гг.).
24
Однако на Руси со временем складывались следующие предпо
сылки объединения.
1. Политические:
1) общее стремление к освобождению от ордынского ига;
2) единство Руси в культуре, религии, языке.
2. Экономические:
1) развитие городов;
2) заселение и освоение земель на северо#востоке;
3) расширение феодальных владений и рост феодально#зави#
симого населения;
4) переход к трехполью и рост урожайности;
5) подъем торговли.
Важнейшие даты рассматриваемого периода
882 г. — поход князя Олега на Киев. После того как он убил
Аскольда, он стал княжить в Киеве до 912 г.
988 г. — принятие христианства на Руси.
1072 г. — создание кодекса законов — «Русская Правда». Она
была создана сыновьями Ярослава Мудрого.
Начало XII в. — создание «Повести временных лет».
1223 г. — битва на Калке. Монголо#татары разгромили русское
войско.
1237—1240 гг. — нашествие Хана Батыя на Русь. Начало мон#
гольского#татарского ига.
1240 г. — Невская битва. 5 апреля 1242 г. — Ледовое по#
боище, где Александр Невский одержал победу над немецкими
рыцарями.
8 сентября 1380 гг. — Куликовская битва. Дмитрий Иванович
Донской разгромил войско монголо#татарского.
1382 г. — нападение золотоордынского хана Тохтамыша на
Москву, разорение Москвы.

2. Направления в медицине IX—XIV вв.

В Древней Руси существовали три основные формы враче
вания:
1) народное врачевание. Люди, которые им занимались, на#
зывались кудесниками и знахарями;
2) монастырская медицина (в основном получила распрост#
ранение после принятия на Руси христианства);
25
3) светская (или ее еще называют мирской) медицина, появив#
шаяся во время правления Ярослава Мудрого. Она же носила
название иноземной.
Лекари#ремесленники специализировались на врачевании
разных болезней — кожных, внутренних, также были костопра#
вы, «почечуйных» дел мастер (лечение геморроя).
Народная медицина. Передача медицинских знаний
Народная медицина — это древнейшая ветвь медицины в ис#
тории России. По сути, корнями ее было язычество, которое ис#
поведовали славянские племена до объединения и создания госу#
дарства и до принятия христианства. Таким образом, момент
зарождения народной медицины можно отнести к тому времени,
с которого начинается историческое описание жизни русского
народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием хри#
стианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие
уже исторической жизни народа и даже в наше время она продол#
жает развиваться, широко применяется на практике теми людь#
ми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор
с научной медициной.
В наше время известно изрядное количество случаев, когда
научная медицина оказывалась бессильной перед каким#нибудь
случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивыс#
шего теоретического и практического развития и технического
оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскива#
ли» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навы#
ками народной медицины. С развитием и ростом Русского госу#
дарства народная медицина вплоть до второй половины XIX в.
оставалась единственным способом лечения болезней и поддер#
жания здоровья простых людей, так как не существовало более
доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй
половине XIX в., когда появились первые земские учреждения
и собственно земская медицина.
Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье все#
го народа русского мало интересовала правителей Русской земли
очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. лишь
26
«государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо
приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но ради#
кальных преобразований не добился, сделав медицину доступной
для привилегированных слоев населения. Надо сказать, что на
тот момент ему и не приходила мысль о том, что помощь врача
нужна всем слоям общества.
Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право
и проведший большое количество преобразований во всех сфе#
рах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности ме#
дицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую ме#
дицину.
Врачевание со времен его зарождения отличалось от других
видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных
свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.
Врачеванием на Руси занимались знахари и предсказатели,
ведьмы, ведуны, ведуньи, чаровницы, кудесники, их побаива#
лись, так как они были возведены в ранг посредников между ис#
целяющими силами природы и человеком.
Боялись их потому, что верили, что они могут таинства приро#
ды обратить как во благо, так и во вред человеку. Они занимались
совершением различных магических приворотов, отворотов, ле#
карским делом, гаданием, напусканием и снятием порчи и т. д.
Им настолько доверяли, что обращались за помощью к ним не
только простолюдины, но и князья и члены княжеских семей.
Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации
черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с по#
мощью различных мазей, прижиганием.
По прошествии времени врачеватели обрели новое название —
лечцы. Они стали организаторами семейных школ, в которых
знания медицины переходили от отца к сыну.
Лечцы широко использовали в своем деле не только расти#
тельные средства (такие, например, как листья березы, чеснок,
полынь, хрен, подорожник, лук, чемерица черника и т. д.) и раз#
личные магические заговоры, но и продукты животного и мине#
рального происхождения, например растертый в порошок хризо#
лит применялся при сильных болях в животе, а женщинами для
27
облегчения родов рекомендовали носить рубин. Наиболее извест#
ным целебным средством со времен лечцов, дошедшим до наших
дней, стала так называемая кислая вода или нарзан. Название это
исконно русское и в переводе означает «богатырь#вода».
Первое упоминание о лечцах было найдено в «Русской Прав#
де» — древнейшем своде законов. Свод этот был составлен еще
при Ярославе Мудром в XI в., а дополнил его Владимир Моно#
мах своим «Уставом» (1113—1125 гг.). Там#то впервые и нашли
закон о праве требовать возмещения морального ущерба с чело#
века, причинившего увечье не только тому, кому был причинен
ущерб, но и в казну государства, а также право доктора (лечца)
брать вознаграждение за оказанную помощь, так называемую
мзду.
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании
целебных сил природы — травники и лечебники. Особенно ши#
рокое распространение это получило после принятия христиан#
ства и появления письменности. К сожалению, нам досталась
в наследство лишь малая толика тех источников, так как боль#
шинство из них погибло или было украдено во время войн. Инте#
ресно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые
применялись не только после принятия христианства, но и задол#
го до него.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко вре#
менам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то,
что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару
за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бе#
сов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление
от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение
грехов.
Монастырские больницы носили название «лечебницы»
и «странноприемницы». Первые упоминания о них относятся
к XI в. Наиболее известными из них стали лечебница в Пере#
славле, основанная в 1091 г. митрополитом Киевским Ефремом,

28
и Киево#Печерская лавра, основанная в 1051 г. монахами Анто#
нием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое полу#
чила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили
и творили свое благородное дело. Киево#Печерская Лавра оста#
вила свои следы в развитии медицины и культуры на Руси. Там
было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сель#
вестра.
Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан
«Киево#Печерский патерик» — сбор рассказов и историй об этом
известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живо#
писцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них,
быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказы#
валось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан
в типографии той же Киево#Печерской Лавры.
В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в исто#
рию России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, вра#
чеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы — Юрий
Долгорукий.
Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых раз#
личных болезней — от инфекционных до психических. В стенах
монастыря даже было что#то вроде изоляторов, куда помещались
тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди,
которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исце#
лялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и по#
стригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре,
были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся
тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лече#
ния болезней кожи он использовал иконописные краски,
содержавшие, по#видимому, различные лечебные вещества.
Так же святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он из#
вестен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впо#
следствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир
Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относи#
лись терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это от#
29
ношение является азами врачебной этики, которой в наше время
при обучении в вузах придается большое значение.
Монастырские лечебницы были также центрами обучения
и просвещения: монахи собирали византийские и греческие ру#
кописи, переводили с латинского и греческого, объединяли ин#
формацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями
предков и по этим источникам преподавали медицину. Большой
известностью пользовались такие писания, как «Христианская
топография» Косьмы Индикоплова (около 1549 г.), «Шестоднев»
Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарско#
го оригинала в 1073 г. «Изборник», состоявший из отрывков
сочинений величайших византийских богословов и проповедни#
ков. В 1076 г. был составлен другой «Изборник». Он стал своеоб#
разным источником знаний во всех областях — от домашнего бы#
та и основ и норм христианской морали до руководств и советов
по лечению различных заболеваний, ведению здорового образа
жизни, правильному питанию и т. п.

Светская медицина
Светская медицина появилась на Руси со времен правления
Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины бы#
ли врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным
врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто
иноземного происхождения (лечец#армянин, имя которого не#
известно, который пользовался огромной популярностью даже
при княжеском дворе; врачеватель Петр, сириец, живший при
дворе Николая Давыдовича (князь XII в.) в Чернигове) и за по#
мощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали не#
годование у представителей других ветвей медицины. Особенно
боролась со светской и народной медициной набиравшая обо#
роты монастырская медицина.
Она возводила действия магов и кудесников, а также инозем#
цев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование
мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах.
Действия эти были сродни европейской инквизиции. Однако,
несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало
30
чисто церковной привилегией. Это видно из источников, отно#
сящихся к периоду классического Средневековья, в которых
продолжает упоминаться и народное врачевание, и мирская ме#
дицина. С ходом времени эти две ветви медицины приобрели
все больше различий и обособлились друг от друга.
Санитарное дело. Бани. Эпидемии
В отличие от Западной Европы санитарное дело на Руси в X—
XIV вв. было довольно сильно развито. Об этом свидетельствуют
раскопки древнего Новгорода, на территории которого было най#
дено около 50 усадеб, оснащенных банями, водопроводами и во#
достоками. Целые площади были покрыты деревянными мосто#
выми, относящимися к X—XI вв., в отличие от Западной Европы,
в которой первые мостовые были сооружены лишь в XIV в., а во#
допровод — в XV в. Эти «нововведения» были найдены в Гер#
мании.
Особое место в Древней Руси занимала баня. Народные враче#
ватели уже тогда поняли, какая польза приносится организму при
удалении из него вредных веществ вместе с потом. Баня в доме
или усадьбе была самым чистым местом: там не только мылись,
но и принимали роды, ухаживали за новорожденными, туда при#
глашали лекарей и костоправов. Первое упоминание о русской
бане относится к 1113 г. (летопись от Нестора). Особой бедой
Древнерусского государства были эпидемии инфекционных бо#
лезней или «моровые поветрия». О повальных болезнях писалось
в летописях, и только за период с XI по XVII вв. можно найти
сведения о 47 эпидемиях. Заболевали чумой, холерой, лепрой
и другими болезнями. Центрами возникновения эпидемий были
пограничные города, через которые проходили иноземные кара#
ваны — Новгород, Смоленск.
Так, например, в 1230 г. в Смоленске эпидемия унесла десят#
ки тысяч жизней, что свидетельствует о чрезвычайной заразности
болезни. Люди понимали, что болезнь переходит от человека
к человеку, поэтому отграничивали зараженные места, где были
больные. Если эпидемия распространялась на весь город, жители
уходили в леса, бросая дома, скарб и больных родственников,
31
и отсиживались до тех пор, пока не пройдет мор. Однако за избав#
ление от болезни принимался тот момент, когда умирал послед#
ний больной и заразиться вроде бы было не от кого. Ничего не
зная о возбудителях заболеваний, люди возвращались в города,
и эпидемия иной раз возвращалась вместе с ними. Считая место
проклятым, люди доходили до того, что сжигали целые поселе#
ния. Ошибкой их было еще и то, что до XV в. умерших от эпиде#
мий людей хоронили согласно религиозным законам на кладби#
щах при церквах.
Это способствовало возобновлению и распространению мора.
Лишь в XVI в. умерших от заразных болезней стали хоронить вне
кладбища, за пределами городов и селений. Люди недопонимали,
что причиной возник#новения эпидемий были не сверхъестест#
венные силы, а нищета и несоблюдение правил гигиены, поэтому
в отдельных случаях доходило до отчаянных поступков: так, на#
пример, в XIV в. в Новгороде во время эпидемий чумы жители
за 24 ч. возвели церковь Андрея Стратилата. Она сохранилась и до
сих пор. В период монголо#татарского нашествия на Руси было
самое большое количество эпидемий, больше всего погибло
людей.
Просуществовало Древнерусское государство три столетия.
В 1132 г. умер сын Владимира Мономаха, последний князь Киев#
ский Мстислав Владимирович. Государство распалось на нес#
колько княжеств — это был период феодальной раздробленности,
ослабивший политическую и экономическую независимость
Древней Руси. Нашествия монголо#татарских орд хана Батыя
окончательно разрушило все принципы правления и жизни на
земле русской.