Медицина в России XV—XVII вв.

Медицина в России
XV—XVII вв.

Общая характеристика исторического периода.
Необходимые понятия

С середины XII до конца XV вв. в стране был период феодаль#
ной раздробленности.
Причины феодальной раздробленности:
1) развитие феодального земледелия, а также становление
нового боярства — вотчинников;
2) слабые экономические связи между различными региона#
ми страны;
3) рост городов;
4) боярство, заинтересованное в более близкой и более эф#
фективной власти местного князя;
5) падение экономического и политического влияния Киева.
27 февраля 1425 г. — смерть Василия I Дмитриевича, который
правил с 1838—1425 гг. В это время начинается феодальная война.
К итогам феодальной войны можно отнести следующее:
1) политическую нестабильность;
2) признание Москвы столицей;
3) разорение и ослабление страны, что позволило Орде и Лит#
ве совершить новые захваты русских земель;
4) формирование на Руси жестокой, сильной княжеской
власти;
5) победа отсталого центра над экономически мощным Гали#
чем, что предопределило развитие на Руси деспотизма.
1480 г — свержение монголо#татарского ига.
1549 г. — созван I Земский собор — новый орган власти, зани#
мающийся решением наиболее важных государственных дел
вплоть до избрания нового царя.
33
1530—1584гг. — годы жизни Ивана Грозного.
1565 г. — вышел указ об опричнине. Опричнина была выгодна
тем, что царь мог пополнить казну, войско, а также расширить
cвои владения.
Итоги опричнины:
1) безграничная власть царя;
2) введение «заповедного лета» — временного запрещения
крестьянам уходить от феодала, даже в Юрьев день;
3) разорение земель. Крестьяне перемещаются на Урал, в По#
волжье;
4) установление исторической традиции сплоченности мо#
нарха и боярства;
5) всеобщее недоверие, препятствующие успешному разви#
тию экономики;
6) превращение многих дворян, чьи поместья и вотчины бы#
ли разорены во время опричнины, в нищих;
7) опричнина сыграла главную роль (если не решающую),
в утверждении в России крепостного права.
1589 г. — введение патриаршества.
1598—1605 гг. — правление Бориса Годунова.
20 июня 1605 г. — Лжедмитрий I вошел в Москву.
Это время в истории России получило название смуты. Сму#
та — это гражданская война, которая столкнула различные сосло#
вия: дворян, посадских людей, бояр, холопов, крестьян.

Причины Смуты следующие.
1. Экономические:
1) усиление феодальной эксплуатации крестьянства;
2) экономический кризис, который был вызван опричниной.
2. Политические:
1) нарастающее недовольство дворянства своим положением
вне власти;
2) династический кризис (появление Лжедмитрия).
3. Расшатанность нравственных основ общества.
1613 г. — начало правления первого из рода Романовых — Ми#
хаила Федоровича Романова.
34
В это время появляются новые черты в экономике России:
1) появление мануфактур, которое обусловило наступление
эпохи капитализма;
2) возрастание значения во внутренней торговле ярмарок;
3) складывание внутреннего рынка, специализация регио#
нов;
4) происходит устранение натуральной замкнутости сельского
хозяйства и постепенное втягивание его в рыночные отноше#
ния;
5) улучшение внешней торговли;
6) мануфактуры, обслуживающиеся трудом крепостных.
1649 г. — принятие Соборного уложения.

Соборное уложение
1. Церковь и государство.
Права церкви были достаточно урезаны: земли, принадлежав#
шие церкви, передавались в управление государству. Церквям за#
прещалось передавать вотчину.
2. Оформление крепостного права.
Была произведена отмена урочных лет, закрепление крестьян
за землевладельцем пожизненно. Городское население закрепля#
лось за городом и должно было заниматься ремеслом и торговлей.
3. Дворяне — привилегированное сословие.
Обязанность — военная служба, за которую они получают
землю и крестьян. Раньше вотчина могла передаваться по наслед#
ству, а поместье отдавалось за службу. Теперь поместье могло пе#
редаваться по наследству.
Значение:
1) оформление крепостного права;
2) оформление в России сословного строя, включающего ду#
ховенство, городское население, дворянство, крестьян.
В XVII в. происходит раскол в Русской православной церкви.
Этот раскол назрел давно, поскольку существовало достаточно
много разногласий в церковных обрядах, книгах. Собственно
35
поэтому возникает идея привести все в порядок. Раскол закон#
чился тем, что церковники разделяились на сторонников Нико#
на и сторонников Аввакума. Никон проиграет в этом противо#
стоянии.
Раскол — это религиозное общественное движение, вылив#
шееся в отделение от Русской православной церкви части верую#
щих, которые не приняли реформ Никона.
Причины раскола:
1) реформы Никона практически совпали с оформлением
крепостного права;
2) по мнению старообрядцев, Никон нарушил главный прин#
цип церкви — соборность! Все реформы проводились от име#
ни одного только патриарха, что нарушало автономию церкви
и косвенно подчиняло ее государству.
В рассматриваемый нами период исторического развития
необходимо отметить, что происходило развитие Московского
княжества, которое становилось достаточно мощным средневе#
ковым государством.

Необходимые понятия
Эпидемия — это широкое распространение какой#либо ин#
фекционной болезни.
Пандемия — это эпидемия, охватывающая область, страну
или ряд стран.
Эндемия — это постоянное наличие в данной местности опре#
деленного заболевания, обусловленное ее природными особен#
ностями и своеобразием условий жизни населения.
2. Развитие медицины в начале XV в.
Медицинские направления

Дело в том, что монголо#татарское иго, под которым Русь на#
ходилась продолжительное время, затормозило развитие Вели#
кой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, счита#
лось одним из самых цивилизованных и крупных. Поэтому
после победы над монголо#татарским игом, в 1480 г., медицина
36
не претерпела значительных изменений. В Европе же в этот пе#
риод открывались университеты, увеличивалось число врачей,
даже несмотря на то, что господствовала схоластика, были гоне#
ния церковью подлинной науки. В Москве, которая объединяла
вокруг себя княжества с целью создания централизованного
мощного государства, медицина по#прежнему оставалась на#
родной. Обучение происходило по типу семейного ученичества.
Необходимо отметить тот факт, что национальная культура
и вместе с ней медицина носили в первую очередь гражданский
характер, они не подвергались гнету, власти церкви. Например,
в Европе были сожжены Коперник, Ян Гус, Дж. Бруно, Сервест
и др. Хотя на Руси также преследовали колдунов, ведьм и так
далее и сжигали их, однако это никак не сравнимо с так назы#
ваемой охотой на ведьм в Европе (надо сказать, что тысячи лю#
дей погибали на церковных кострах).
В рассматриваемый период развивались два основных напра
вления медицины:
1) народная;
2) монастырская.
А также, кроме этого, появились первые лекари в войсках.
3. Судебник 1550 г. и народная медицина.
Государева аптека

В 1550 г. Иван Грозный собрал в Кремлевском дворце Зем#
ский собор, который получил название «Стоглавый» (по числу
статей законов или глав, утвержденных им). Так, «Стоглавый» со#
бор утвердил Судебник. Постановили, что в Москве, а также
в других городах, необходимо создавать училища, которые бы об#
учали детей грамоте, а также обустраивать в городах богадельни
для призрения больных, престарелых и увечных, «чтобы жили
в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении».
Однако в XVI—XVII вв. практически для всего населения Рос#
сии единственным средством для поддержания своего здоровья
оставалась народная медицина. Опыт русской народной медици#
ны передавался в устной форме, а также сохранялся в многочис#

37
ленных лечебниках и травниках, отражался в законодательных
актах, историко#бытовых повестях (среди которых «Повесть
о Петре и Февронии Муромских» — повесть записана в XV в.,
в ней рассказывается о чудесном исцелении Муромского кня#
зя Петра), летописях. Надо сказать, что в лечебниках достаточно
большое место отводилось «резанию» (т. е. хирургии). Среди «ре#
зальников» были кровопуски, костоправы, зубоволоки. Кроме
этого, на Руси проводили такие операции, как чревосечения, че#
репосверления, ампутации. Мандрагору, вино, мак использовали
в качестве средств для усыпления больного. Инструментами бы#
ли: щупы, топоры, пилки, ножницы, долота и т. д. Инструменты
эти проводили через огонь. Обработка ран производилась вином,
золой, березовой водой. Зашивание ран проводили волокнами
конопли, льна, а также тонкими нитями из кишок животных.
Для того чтобы извлечь металлический осколок, стали использо#
вать магнитный железняк. Интересен тот факт, что на Руси созда#
вались оригинальные конструкции протезов для нижних конеч#
ностей.
Было ясно, что медицина требовала создания центрального
органа, т. е. требовала, по сути, организации процесса. При
Иване IV, в 1581 г., была образована аптекарская палата (при#
дворная государева аптека). Она была необходима для обслужи#
вания царской семьи, а также ближайших бояр. Помещения го#
сударевой аптеки были обставлены очень роскошно. Стены,
потолки были расписаны, полки и двери обиты «английским до#
брым» сукном, окна были с разноцветными стеклами. Работали
в аптеке каждый день — с раннего утра до позднего вечера,
а когда заболевал кто#то из членов царской семьи, аптекари ра#
ботали круглосуточно. Очень строгим было поднесение ле#
карств царю. Сначала лекарство, которое предназначалось для
царя, пробовали доктора, которые его выписали, а также апте#
кари, которые готовили это лекарство. Затем лекарство пробо#
вал боярин, который впоследствии и отдавал его царю. Приняв
от царя рюмку с остатком лекарства, боярин был обязан «что
в ней останется вылить на ладонь и выпить». Переселение в Мос#
кву иноземных врачей, хирургов, аптекарей началось в первой
38
половине XVI в. Они фигурировали в царских списках «нужных
людей». Надо отметить, что иноземные доктора не нуждались
практически ни в чем. Например, при Борисе Годунове каждый
иноземный врач, который приезжал на службу в Россию, полу#
чал поместье с крепостными крестьянами, достаточно большое
ежегодное жалование (примерно 200 рублей), различные товары
и продукты питания, лошадей, на содержание которых в доста#
точном количестве выделяли сено и солому, а также, когда
прописанное врачом лекарство оказывало положительный эф#
фект, царь награждал доктора дорогими подарками. Кроме того,
надо отметить, что служба при российском царском дворе была
довольно престижной.
Эпидемии и государственные противоэпидемические
мероприятия
Особое внимание нужно уделить эпидемиям, которые уноси#
ли сотни тысяч жизней. Развитие торговли с другими странами
имела не только положительные, но и отрицательные стороны.
Торговые ворота достаточно часто открывали путь страшным
эпидемиям, которые в средние века бушевали в Европе. Очень
часто подвергались эпидемиям Псков и Новгород — крупные
торговые города.
В 1401 г. (а если рассматривать летопись Никона, то в 1402 г.)
был описан мор в городе Смоленске, однако не было указано
никаких симптомов. Если же мы обратим свое внимание на
Псков, то там в 1403 г. случилась эпидемия, которая была оха#
рактеризована как «мор железою». Ученые сделали вывод, что
эту эпидемию можно отнести к чумным эпидемиям. Интересен
тот факт, что во время этой эпидемии были зафиксированы слу#
чаи выздоровления, но, к сожалению, это происходило крайне
редко. Обычно люди, подвергшиеся этому заболеванию, поги#
бали на 2—3#й день болезни. Такие эпидемии в Пскове повторя#
лись в 1406 г., а также в 1407 г. Надо заметить, что люди считали
нашествие этих эпидемий виной своих князей. Именно поэто#
му в 1407 г. псковские жители отреклись от своего князя Дани#
39
лы Александровича и призвали к себе другого князя. Нужно
отметить, что начиная примерно где#то с 1417 г. эпидемии чумы
практически беспрерывно «ходили» по России. В некоторых
источниках встречаются заметки о том, что «смерть косила лю#
дей, как серп косит колосья». Эти эпидемии продолжались
вплоть до 1427 г. С 1427 до 1442 гг. не упоминается ни об одной
эпидемии. Однако в 1442 г. в Пскове опять проявляется эпидемия,
которую по описаниям можно отнести к чумным. В дальнейшем
возникали различного рода эпидемии, которые уносили сотни
тысяч жизней. Например, в эпидемиях 1552—1554 гг. в Новгоро#
де, Старой Руссе, а также во всей новгородской области погибло
279 594 человек, а в Пскове — более 25 тыс. человек. Надо ска#
зать, что особенно много погибало лиц духовного звания (свя#
щенников, монахов и т. д.). Народ во время эпидемий использо#
вал обычные средства лечения — посты, постройка церквей,
молитвы и т. д. Наряду с чумой в России бушевали и другие смер#
тельные болезни. Например, в 1552 г. войско князя, которое дол#
жно было воевать с Казанью, в городе Свяжске было поражено
цингой. К концу XVI в. люди начали осознавать, что бороться
с эпидемиями нужно реальными действиями, а не постройками
церквей, молитвами и т. д.
Теперь необходимо поговорить о методах борьбы с эпидемия#
ми (в частности с чумой) в средневековой Руси. Как уже говори#
лось в предыдущей лекции, в XIV в. начали появляться первые
заметки о борьбе с эпидемиями. В XVI в., в 1551 г., в летописях
встречается первый пример того, как были устроены заставы.
Улица, где были больные, закрывалась с обеих сторон: в Пскове
во время эпидемии чумы «князь Михайло Кислица велел … улицу
Петровскую заперети с обою концов, а сам князь побеже на руху
в паствище». В 1552 г. во время эпидемии в Новгороде «бысть
застава на Псковской дороге, чтобы гости с товарами не ездили
во Псков, ни изо Пскова в Новгород». Обратим внимание на
Новгородскую летопись. Там сказано, что в Новгороде в 1572 г.
стали запрещать хоронить людей, которые погибли от «заразной»
болезни, около церквей. Их необходимо было хоронить далеко
40
за городом. На улицах, где были обнаружены больные, стави#
ли заставы, дворы, где погибал человек от «заразной» болезни,
запирали, не разрешая выходить другим оставшимся в живых
людям. Рядом был сторож, который подавал людям пищу, воду
прямо с улицы, т. е. он не входил во двор. Священникам также не
разрешалось посещать больных. За несоблюдение последнего
правила они сжигались вместе с человеком, который был болен.
Теперь обратим внимание на «Историю Московии» Милтона.
Дело в том, что здесь был приведен первый случай введения
карантина в России, причем это было сделано по отношению
к иностранцу. Дженкинсон — английский посол, приехал в Рос#
сию уже в третий раз. Это было в 1571 г. Он приплыл по Белому
морю на корабле. Его долго держали в Холмогорах, так как
в России в этот период была чума. В российских городах впервые
карантин был зарегистрирован во время чумы в Пскове — в Рже#
ве в 1592 г.
В Москве, Киеве, Пскове и других городах устраивались
больницы и богадельни. Нужно сказать также, что появлялись
и первые «гражданские» лечебницы. Например, Ртищев в одном
из московских подворьев организовал больницу, состоящую
из двух палат, которая вмещала 15 коек. Из числа служащих этой
больницы была организована команда рассыльных, которая об#
ходила улицы и собирала «больных и калек» и доставляла их
в эту больницу. В народе ее называли «Больница Федора Рти#
щева». По словам современников в этой больнице предостав#
ляли «амбулаторный приют нуждающимся во временной по#
мощи».
Надо отметить, что за период с 1654—1665 гг. было подписано
свыше 10 специальных царских указов «о предосторожности от
морового поветрия», а во время чумных эпидемий 1654—1655 гг.
повелевалось устанавливать на дорогах заставы и никого не про#
пускать под страхом смертной казни, это касалось всех, несмотря
на звания и чины. На этих заставах также сжигали зараженные
предметы, а деньги промывали в уксусе. Что же касается писем,
то их многократно переписывали по пути их следования,
а оригиналы сжигали.
41
Во время эпидемий приостанавливались вывоз и ввоз различ#
ных товаров, прекращались работы на полях. Вследствие этого
возникали неурожаи и голод, которые всегда тянулись вслед за
эпидемиями.

Аптекарский приказ и аптеки
Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя
постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет
царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал
в себя небольшое количество человек:
1) 2 докторов;
2) 5 лекарей;
3) 1 аптекаря;
4) 1 окулиста;
5) 2 переводчиков (толмачей);
6) 1 руководителя — подьячего.
Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе
служило уже 80 человек:
1) 6 докторов;
2) 4 аптекаря;
3) 3 алхимика;
4) 10 лекарей#иноземцев;
5) 21 русский лекарь;
6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;
7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.
Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом
доверялось только особо приближенным к царю боярам.
Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные
сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах.
Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы ого#
родники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из госу#
даревых аптекарских огородов был создан у западной стены
Московского Кремля (кстати сказать, теперь на этом месте рас#
положен Александровский сад). Можно сделать вывод о том, что
Аптекарский приказ — первое государственной учреждение здра#
42
воохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции
Аптекарского приказа:
1) организация медицинской помощи членам царской семьи;
2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и дру#
гим людям, обращавшимся за ней;
3) организация обеспечения отечественными и импортными
зельями;
4) строгий контроль земель;
5) принятие определенных мер профилактики и защиты при
эпидемиях;
6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;
7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском
приказе;
8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;
9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей
у известных докторов;
10) организация заготовки лекарств.
В 1634 г. недалеко от Москвы, около деревни Духолино, был
создан особый «стекляночный» завод. Это была своего рода не#
большая мануфактура, где работали 15 человек. Этот завод произ#
водил так называемые алхимические сосуды.
В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, ко#
торая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались
около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как
лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, на#
правлялся в войска, причем не только в военной время. Дело
в том, что чуть позже каждый полк будет иметь личного воен#
ного лекаря. Таким образом, наряду с гражданским и мона#
стырским направлениями в медицине существовало еще одно —
военная медицина, которое не входило в ведение Аптекарского
приказа. Обратим внимание на учебные пособия школ при Ап#
текарском приказе. В качестве учебников использовали различ#
ные лечебники, зельники, травники, прохладные вертограды,
а также произведения, переведенные с латинского и греческого
языков, таких авторов, как Везалий, Гален, Аристотель «О стро#
43
ении человеческого тела», «Тайна тайных», «Аристотелевы вра#
та» и различные другие, которые были дополнены коммента#
риями отечественных переводчиков).
Аптекарский приказ согласно указаниям царя должен был
организовывать заготовку лекарств. Главным образом это расти#
тельные лекарства.
Лекарственные зелья население получало в рынках, зеленых
рядах. В дальнейшем царским указом в Москве были организова#
ны 2 аптеки. В 1581 г. — только для царя и его близкого окруже#
ния, а вторая аптека, организованная 20 марта 1672 г. — «для лю#
дей и всяких чинов». Третья аптека была открыта в 1682 г. — при
первом гражданском госпитале у Никитских ворот. В Москов#
ские аптеки были приглашены зарубежные фармацевты (Френч
Якоби и т. д.).
Снабжение аптек лекарственными средствами осуществля#
лось различными путями. С самого начала лекарственное
сырье завозили из Англии. Одновременно с этим некоторые
материалы закупали в торговых рядах. Например, сало свиное
на пластырь — в мясном, различные целебные травы и ягоды —
в зелейном ряду, серу горючую и смолу черную — в москательном
ряду. Существовала еще так называемая ягодная повинность:
к воеводам в разные концы Руси отправлялись царские указы,
которые предписывали собирать различные травы, которыми
славяться эти земли, для Государевой аптеки. Так, например, из
Коломны везли корень черной чемерицы, из Костромы — мож#
жевеловые ягоды, из Астрахани и Воронежа — солодовый корень
и т. д. За невыполнение ягодной повинности полагалось тюрем#
ное заключение. Еще одним способом снабжения аптек лекар#
ственным сырьем был завоз их иностранцами. Так, еще в 1602 г.
аптекарь Джеймс Френч привез с собой из Англии очень ценный
по тем временам запас лекарств. Эти лекарства были самыми луч#
шими по тем временам. Когда завезенные запасы истощались,
сырье закупалось или выписывалось из других стран — из Ан#
глии, Голландии, Германии и т. д.

44
Надо сказать, что обычно лекарства выписывались из#за гра#
ницы, но потом все больше применялись народные средства.
Наряду с растительными средствами применялись и экзотиче#
ские, такие, например, как рог единорога в порошке, сердце оле#
ня, порошок из молодых зайчат в вине, «камень безуй» (его нахо#
дили на берегу моря) и т. д. Также имел место здоровый образ
жизни: применении пихты, сосны от цинги, соблюдение чисто#
ты, баня, которая была панацеей от многих болезней.
Хотя в Аптекарском приказе и существовала школа, но жители
все#таки предпочитали народных целителей. Во#первых, население
им больше доверяло, во#вторых, это было гораздо дешевле, чем
лечиться у докторов.
Сложилась даже в некотором роде иерархия: «дохтур, обте#
карь и лекарь, потому что дохтур совет свой дает и приказывает,
а сам тому не искусен, а лекарь прикладывает и лекарством ле#
чит, а обтекарь у этих обоих повар».

4. Монастырские и гражданские больницы

При монастырях строились монастырские больницы. Так,
в 1635 г. при Троице#Сергиевой лавре были сооружены двухэтаж#
ные больничные палаты (надо сказать, что эти палаты сохрани#
лись до наших дней). До наших дней сохранились и больничные
палаты, которые были построены при Кирилло#Белозерском,
Новодевичьем и других монастырях. Надо отметить, что мо#
настыри в Московском государстве имели очень важное оборон#
ное значение.
Дело в том, что во время вражеских нашествий на базе боль#
ничных палат при монастырях разворачивали временные воен#
ные госпитали, в которых занимались лечением раненых. Надо
сказать, что лечение и содержание больных во временных госпи#
талях осуществлялось за счет государства, хотя и не входило в ве#
дение Аптекарского приказа. Это одна из отличительных черт
русской медицины XVII в.
Обратим внимание на гражданские больницы. Как уже было
сказано выше, боярин Федор Михайлович Ртищев организовы#
45
вал в своих домах в Москве богадельни, которые можно считать
первыми правильно устроенными гражданскими больницами на
Руси. Заметим, что лекарства выдавались для этих больниц из Го#
сударевой аптеки. В 1682 г. был издан указ об открытии в Москве
двух «шпитален» (т. е. больниц), которые обслуживали граждан#
ское население. Помимо лечения больных, в этих учреждениях
также обучали лекарскому делу. В том же 1682 г. была учреждена
в Москве Славяно#греко#латинская академия. Что же касается
военных больниц, то первая из них была открыта в 1656 г. в горо#
де Смоленске.
5. Первые русские доктора медицины

В России в XV в. начали появляться первые врачи из Европы,
которые начали занимать доминирующее положение. Среди за#
рубежных врачей, которые были приглашены на русскую службу,
можно встретить достаточно известных медиков. Например,
в 1621 г. в Москву прибыл Артемий Дия. Он написал большое ко#
личество работ по медицине. Многие из этих работ были напеча#
таны в Париже.
Также в России работали такие зарубежные врачи, как Лав#
рентий Блюментрост, Роберт Якоб. Отечественные врачи также
ездили за границу для обучения. Среди тех, кто успешно прошел
обучение, а также защитил за границей диссертацию, можно от#
метить П. В. Постникова. Он получил звание доктора медицин#
ских наук в Падуанском университете, в Италии. Надо сказать,
что Петр Постников был даже ректором Падуанского универси#
тета. В 1701 г. Постников вернулся в Россию и был зачислен в Ап#
текарский приказ.
К сожалению, Петр Постников, вернувшись в Россию, не смог
заниматься медициной и физиологией (это его любимая отрасль
медицины), поскольку служил российским дипломатом во Фран#
ции, Англии и Голландии. Он закупал книги, хирургические ин#
струменты, контролировал обучение российских студентов за ру#
бежом.

46
Также можно отметить Георгия из Дрогобыча. Он получил
звание доктора медицины и философии в Болонском универси#
тете, а также написал сочинение «Прогностическое суждение
1483 г. Георгия Дрогобыча с Руси, доктора медицины Болонского
университета», которое было издано в Риме. В одно время (1481—
1482 гг.) он был ректором Болонского университета. Читал лек#
ции в Краковском университете (с 1485 г.), работал в Венгрии
(1482—1485 гг.). В 1512 г. Франциск Скорина из Полоцка получил
звание доктора медицины в Падуанском университете. Затем он
работал в Кенигсберге, Праге, Вильне.