Медицина в российской империи XVIII в.

Медицина
в российской империи XVIII в.

Общая характеристика исторического периода

XVIII в. начинается войной, которая получила название Се#
верная война. Она длилась с 1700 по 1721 гг. В это время в России
правил Петр I. Необходимо напомнить, что Петр вступил на пре#
стол в десятилетнем возрасте, в 1682 г. Фактически же государ#
ством управляла старшая сестра Петра — Софья. Однако, попытав#
шись совершить переворот в 1689 г. с целью захвата российского
престола, Софья потерпела неудачу. Она была отстранена от вла#
сти и заточена в Новодевичий монастырь. Государством стал пол#
ноценно управлять Петр I. 16 мая 1703 г. по распоряжению Петра
Великого в устье Невы на одном из островов начали строитель#
ство деревянной крепости (позднее ее заменили на каменную),
которая получила название Петропавловской. По сути, это было
началом строительства нового города — Санкт#Петербурга.
Северная война закончилась заключением Ништадтского ми#
ра, после чего Петр I был провозглашен императором. Россия
стала империей. Петр проводил большое количество реформ —
начиная от реформ государственного управления и заканчивая
отношениями между церковью и государством. В 1722 г. был опу#
бликован «Табель о рангах». Это был один из важнейших доку#
ментов, поскольку он определял систему чинов, а также порядок
продвижения на государственной службе, как военной, так
и гражданской.
Эпоха Петра I была насыщена различными преобразованиями
и нововведениями. В этот период Россия значительно усилилась,
укрепилась, место России в международных делах значительно
повысилось. Благодаря созданию регулярной армии и флота,
а также проведению активной внешней политики разрешилась
48
одна из важнейших исторических задач России — она утверди#
лась на берегах Балтийского моря. Практически ни одна внешне#
политическая проблема в Европе не решалась без участия России.
После смерти Петра I в 1725 г. и вплоть до 1762 г. в Российской
империи происходили дворцовые перевороты, очень быстро сме#
нялись императоры. Вслед за Петром на престол взошла Екатери#
на Алексеевна (годы правления: 1725—1727), при помощи ближай#
шего сподвижника Петра — А. Д. Меншикова. После Екатерины
Алексеевны императором стал Петр II, который управлял Рос#
сийской империей с 1727 по 1730 гг. Надо заметить, что распу#
щенный и своевольный Петр II практически не интересовался го#
сударственными делами. После Петра II на престол взошла Анна
Иоанновна, которая правила 10 лет (с 1730 по 1740 гг.). Анна Ива#
новна была женой герцога Курляндии, но тот спустя некоторое
время скончался, и герцогиня осталась вдовой. Во время правле#
ния Анны Иоанновны Россию наводнили курляндские немцы, во
всех звеньях государственного аппарата им отдавалось предпоч#
тение. После Анны Иоанновны престол перешел к Елизавете Пе#
тровне (конец 1741 г.). Она царствовала 20 лет, вплоть до 1761 г.
Надо сказать, что верховная власть в этот период обрела некото#
рую устойчивость. Во время правления Елизаветы Петровны
в 1756 г. началась война с Пруссией, которая получила название
«Семилетняя война». Отметим причины этой войны:
1) соперничество Австрии и Пруссии за гегемонию в Гер#
мании;
2) борьба Франции и Англии за господство над колониями.
У России были свои цели, ради которых она учавствовала
в этой войне:
1) захват прибалтийский земель;
2) противодействие растущей агрессии Пруссии.
В 1763 г. Семилетняя война закончилась. В 1761 г. на престол
взошел Петр III — внук Петра I. Однако он царствовал всего
лишь полгода, после чего был смещен своей женой Екатериной
Алексеевной. Так, с 1762 по 1796 гг. Российской империей упра#
вляла Екатерина II. В период правления Екатерины II прошла
крестьянская война — с 1771 по 1775 гг.
49
Причины восстания:
1) тяжелые условия труда и жизни рабочих людей;
2) усиление личной зависимости крестьян;
3) недовольство яицкого казачества;
4) назревшая социально#психологическая атмосфера.
Территориями восстания были Поволжье, Урал, Оренбург#
ский край. Состав крестьянского восстания: казаки, крестьяне,
купцы, башкиры. Теперь необходимо отметить причины пора
жения:
1) сила государственного механизма (организованность госу#
дарственного механизма);
2) слабая организация восставших;
3) плохое вооружение восставших;
4) разбойный характер и жестокость восставших;
5) отсутствие четкого представления о своих целях и кон#
структивной программы восстания.
Историческое значение крестьянской войны:
1) Яик переименован в Урал;
2) реформирование системы управления государством;
3) уничтожение казачьей автономии.
В период правления Екатерины Алексеевны прошли еще две
русско#турецкие войны. Первая — с 1768—1777 гг., вторая —
1787—1791 гг. После смерти Екатерины II, в ноябре 1796 г., на
престол вступил ее сын — Павел Петрович.
Образование, наука и общественная мысль России
в XVI—XVIII в.
В XVIII в. Россия переживала духовный подъем, суть кото#
рого заключалась в следующем: переход от преимущественно тра#
диционной, относительно замкнутой и церковной культуры,
к культуре светской и европейской со все более вычленяемым
личностным началом. Просветители того времени: Н. И. Нови#
ков, Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, А. Н. Ра#
дищев и т. д. Обратим внимание на систему образования в России
XVIII в. Была создана государственная система общеобразова#
50
тельной средней школы, заново родилось высшее образование,
развивалось профессиональное обучение и сословные учебные за#
ведения.
Однако достаточно большая часть население, особенно кре#
постные, не получали доступа к образованию. В 1725 г. была ор#
ганизована Академия наук и всяческих искусств. 1755 г. — откры#
тие Московского Университета, 1783 г. — основана Российская
Академия, изучающая русский язык и литературу. Члены акаде#
мии: Г. Д. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов, Е. Р.
Дашкова, М. В. Ломоносов и т. д.

2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в.

Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества
в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под
собой укрепление российского централизованного государства,
рост товарного производства, а также одновременно с этим гос#
подство крепостничества.
Реформы Петра I, которые проводились непосредственно
в интересах торговцев и помещиков, имели существенное влия#
ние на развитие национальной культуры и производственных
сил. По мере развития Российского государства постоянно накап#
ливались какие#либо количественные изменения, которые долж#
ны были перейти в качественные. Это произошло именно во вре#
мя царствования Петра.
Превращение количественных изменений в качественные со#
вершается посредством скачков. По сути, при Петре I процесс
становления новой культуры, который начался еще в предыду#
щую эпоху, имел свое продолжение.
Экономическое развитие России в XVIII в. сопровождалось
подъемом русской науки, искусства, культуры. Происходило
формирование общественно#политической и философской мыс#
ли, и это формирование тесно соприкасалось с развитием в стране
торговли, промышленности, а также с ростом русской национальной
культуры (и это очень важно!), возникновением и дальнейшим ра#
звитием искусства, литературы, естествознания.
51
Целью передовых мыслителей России XVIII в. было:
1) привлечение внимание к изучению естествознания, для
того чтобы грамотно использовать природные ресурсы России
для прогрессивного экономического ее развития;
2) отделение науки от церкови.
Так прогрессивные русские мыслители XVIII в. сделали боль#
шой шаг от «религиозной идеологии к светскому знанию».
Обратимся к Петербургской академии наук, которая была от#
крыта в 1725 г. Сюда пригласили ученых#иностранцев. Так, пер#
вые академики опубликовывали работы по различным медицин#
ским вопросам. Например:
1) Г. Дювернуа и И. Вейтбрехт опубликовали ряд работ по
анатомии;
2) Даниил Бернулли — «Сочинения о движении мышц», о зри#
тельном нерве;
3) Леонард Эйлер опубликовал несколько работ по гемодина#
мике.
3. Развитие медицины в начале XVIII в.
Медицинский факультет Московского университета

Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия пере#
шагнула через так называемый период отсталости, который был
вызван монголо#татарским игом. Крепостное право, которое ско#
вало значительную часть населения страны, было преградой на
пути развития страны, экономики России, науки, промышленно#
сти. Однако, если рассматривать отдельные направления, Россия
находилась на одном уровне с цивилизованными странами и да#
же начинала обгонять их. Только в XVIII в., а именно в 1755 г.,
в России был открыт первый университет. Это было сделано во
многом благодаря русскому ученому М. В. Ломоносову, а также
человеку, поддерживающему его, — И. И. Шувалову (кстати ска#
зать, Шувалов был фаворитом царицы Елизаветы).
М. В. Ломоносов в 1748 г. писал в проекте регламента универ#
ситета при Петербургской академии: «Думаю, что в университете
52
неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, меди#
цинскому и философскому (богословский оставляется синодаль#
ным училищам)». В XVIII в. и в первой трети XIX в. такие иссле#
дователи, как С. Н. Затравкин и А. М. Сточик, опубликовали две
монографии, касавшиеся медицинского факультета Московского
университета. Было общепризнано, что медицинский факультет
был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин представили доку#
менты, в которых говорилось о том, что факультет начал функци#
онировать с 13 августа 1758 г. Тогда в университет пригласили
профессора И. Х. Керштенса из Лейпцигского университета.
Керштенс начал вести занятия, читать лекции, даже был назначен
«дуайеном» (т. е. деканом) медицинского факультета. Вот отры#
вок из документов Российского государственного архива: «Импе#
раторский Московский университет во известие: … медицинский
факультет снабжен призванным из славного Лейпцигского уни#
верситета с большой медицины и с большой философии докто#
ром Иоганом Христианом Керштенсом в профессоры химии,
фармакологии и минералогии, которому вследствие этого, в силу
университетских учреждений в медицинской науке поручено и он
в ту порученную должность вступления учинит, по окончании
настоящих каникулярных дней сего августа тринадцатого дня
в десять часу по полуночи, и будет говорить речь на латинском
языке, в которой доказывать станет, что химия есть первое и луч#
шее средство к совершенствованию врачебной науки».
С самого начала факультет давал общее образование не только
будущим врачам, но впоследствии среди его студентов начали по#
являться те, кто посвятил всю свою жизнь медицине. Со вре#ме#
нем, кроме Керштенса, на медицинском факультете стали работать
профессор Эразмус, прозектор (проректор) Керестури, а также
отечественные профессора, которые вернулись из#за границы —
П. Д. Вениаминов, С. Я. Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать
на русском языке. Таким образом, в России начала формиро#
ваться база для подготовки врачей#специалистов. Медицинский
университет давал качественное общее образование будущим
врачам, однако, не обеспечивал их практической подготовки (это
53
произойдет значительно позже). Практические навыки будущие
врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходи#
ло непосредственно около постели больных, в госпиталях.

4. Госпитальные школы

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце
XVII — начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобра#
зователем Российского государства, не оставлял без внимания
также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо ко#
рабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр
приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги кол#
лекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знамени#
той Кунсткамеры (надо сказать, экспонаты той коллекции сохра#
нились до наших дней).
Петр понимал, что здравоохранение в России находится на
очень низкой ступени развития (высокая детская смертность,
эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство
морских и сухопутных госпиталей, а при них — госпитальных
школ, где обучали лекарей. Организация строительства была по#
ручена Николаю Бидлоо.
Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г.
Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта гос#
питальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее
госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петер#
бурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо
сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких ма#
лоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они бы#
ли рассчитаны 150—160 человек.
В госпитальных школах был достаточно высокий уровень пре#
подавания, высокое качество учебных программ. Такой системы
в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы.
В госпиталях специально оборудовались комнаты для клиниче#
ских занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Пре#
подавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.
54
Деятельность госпитальных школ подчинялась общим
правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Гене#
ральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учеб#
ных программ по медицинским дисциплинам (5—7 лет), а также
по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д.
В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпита#
лей. Были разрешены вскрытия умерших.
В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали
экзамен, который включал в себя теоретические знания, клини#
ческие знания, а также то, что сегодня называется практическими
навыками. Надо сказать, что в число практических навыков вхо#
дило производство 3—4 операций на трупе.
После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпиталь#
ных школах, его дело продолжили М. И. Шеин, П. З. Кондоиди
(1710—1760).
По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись
прообразы истории болезни — «скорбные листы», которые заво#
дились на каждого больного. В госпиталях были организованы
медицинские библиотеки.
Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с ин#
струкциями медицинской канцелярии — органом управления
здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обяза#
тельно патолого#анатомическое исследование — вскрытие трупов.
В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико#хи#
рургические училища. Эти училища открыли путь к образованию
соответствующих медико#хирургических академий.

5. Доктора медицины в России.
Управление медицинскими учреждениями.
Открытие Академии наук и всяческих искусств

Надо сказать, что Петр I приглашал в Россию много иност#
ранных врачей, в том числе и для работы в госпиталях и госпи#
тальных школах. Иностранцев было большинство среди врачей
и преподавателей, и они вели борьбу с русскими медиками.

55
Но нужно отметить, что требования к врачам в эпоху Петра
были высокими. Например, чтобы стать профессором госпиталь#
ной школы, нужно получить «градус» доктора медицины, защи#
тить диссертацию. За весь XVIII в. степень доктора получили 89
русских и 309 иностранных врачей. Несмотря на это, число рус#
ских докторов медицины росло. Первым доктором медицины,
который защитил диссертацию в России, был выпускник Мо#
сковского университета — Ф. И. Барсук#Маисеев (тема его дис#
сертации была «О дыхании»). В 1764 г. Медицинская коллегия
получила право присваивать врачам степень доктора медицины.
К концу XVIII в. в России работало 878 врачей.
Теперь обратим внимание на административные нововведе#
ния. В 1710 г. Аптекарский приказ сменился Медицинской кан#
целярией. Медицинская канцелярия стала центральным органом
здравоохранения. Во главе Медицинской канцелярии стоял врач#
архиатер. Впоследствии, в 1763 г., Медицинскую канцелярию
сменила Медицинская коллегия.
А в 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции
были переданы соответствующему департаменту Министерства
внутренних дел. В 1775 г. были образованы приказы обществен#
ного призрения для управления лечебными учреждениями, а так#
же введены должности уездных лекарей. В 1797 г. были созданы
гражданские врачебные управы в губерниях, кроме Петербурга
и Москвы, в которых всеми медицинскими делами управляли
главные врачи города.
В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук
и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г.
Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое
количество иностранных медиков) и его ученики, известные вра#
чи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик#
Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).
М. В. Ломоносов
М. В. Ломоносов — гениальный ученый, философ, поэт, гео#
граф, естествоиспытатель. Он обладал поистине огромным талан#
56
том. Ему очень близки и интересны были проблемы меди#цины.
Он считал, что медицина — одна из самых полезнейших для чело#
века наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».
Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области фи#
зики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому
наука есть медицина…» Дело в том, что физики в те времена име#
ла широкое значение — естествознание в общем. Так, М. В. Ломо#
носов, по сути, вводил медицину в круг естественных наук.
В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал
много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов
тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также дру#
гие науки, которые бы могли стать полезными для медицины.
Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о те#
ле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его
укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни
распространения нервов для чувствования, ни расположения
внутренностей для приготовления питательных соков, ни протя#
жения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного
строения».
Ломоносов считал необходимым изучение химии для позна#
ния медицинской науки, он пишет, что «медик без довольного
познания химии совершенен быть не может. Ею познается нату#
ральное смешение крови и питательных соков, ею откры#вается
сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных
трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются по#
лезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо
графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российско#
го народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убеди#
тельно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране,
заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую
смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными при#
вычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уро#
вень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо
И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу воз#
рождения здоровья россиян, однако она не была опубликована.
57
Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода
следовали заветам Ломоносова.
С. Г. Зыбелин
Семен Герасимович Зыбелин (1735—1802) — первый русский
профессор Московского университета. Он занимает важное
место в медицине России XVIII в. После того как он окончил
Славяно#греко#латинскую академию в Москве, он был напра#
влен на стажировку и продолжение обучения в университет го#
рода Лейдена. В Лейденском университете он получил звание
доктора медицины.
После чего он вернулся в Москву. С 1765 по 1802 гг. Зыбелин
был профессором университета. Он читал лекции по химии
и медицине. Кстати сказать, он был одним из первых, кто начал
читать лекции на русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина вклю#
чали широкий спектр теоретической и практической медицины,
а также много других аспектов деятельности врача:
1) акушерство («бабьичье дело»);
2) воспитание детей;
3) диагностика и лечение разных внутренних болезней;
4) гигиена;
5) изучение законов природы;
6) законы физиологии и патологии;
7) предупреждение развития заболеваний.
Преподавание фармации также входило в круг обязанностей
Семена Герасимовича Зыбелина.
Преподавание фармации Зыбелиным включало в себя доста#
точно большой по объему курс рецептуры, курсы аптекарского
искусства, курс фармацевтической химии и т. д. Вот название не#
которых лекций Зыбелина:
1) «О причинах внутреннего союза частей между собой»;
2) «Слово о причине внутреннего союза частей тела и меж#
ду собой и о происходящей из того крепости в теле человече#
ском»;
58
3) «О действии воздуха на человека и путях, коим он в него
входит»;
4) «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении
тела, служащем к размножению в обществе народы»;
5) «О пользе привившей оспе»;
6) «О сложениях тела человеческого и способах как оные
предохранять от болезней»;
7) «О вреде, проистекающем от держания себя в тепле излиш#
ней»;
8) «О способах как предупредить можно немаловажную меж#
ду прочим медленного умножения народа причину, состоя#
щую в неприличной пище младенцев даваемой в первые меся#
цы их жизни».
По этим лекциям можно судить о том, что подход к вопросам
медицины был широким и глубоким, затрагивались проблемы
охраны здоровья населения. В своих лекциях и способу препода#
вания Зыбелин шел по пути Ломоносова, следовал клиническим
принципам Гиппократа, физиологии Гарвея и т. д. Поскольку
в университете не имелось специализированных клиник, в кото#
рых студенты могли бы получать клинические знания и опыт,
Семен Герасимович Зыбелин организовывал так называемые
курсы медицинские консультативные, на которых демонстриро#
вал больных.
А. М. Шумлянский
Александр Михайлович Шумлянский (1748—1795) сделал
большое открытие в морфологии и физиологии почек. Это от#
крытие легло в основу его докторской диссертации «О строении
почек» в 1783 г. После многочисленных опытов, экспериментов,
физиологических и морфологических изысканий Александр Ми#
хайлович Шумлянский открыл (можно сказать заново) строение
(включая микроскопическое) почек, их деятельность. В своих
трудах Шумлянский опровергал теории Мальпиги (тельца имени
Мальпиги вовсе не железы, а сосудистый клубочек), мнение Рью#
иша о том, что имеется непосредственная связь между артериаль#
ными капиллярами почки и почечными канальцами.

59
К. Н. Щепин
Константин Иванович Щепин (1728—1770 гг.) — крупный рус#
ский ученый XVIII в. Он окончил Киево#Могилянскую академию.
После чего работал в Академии наук. В 1758 г. Щепин защитил
докторскую диссертацию в Лейденском университете. Диссерта#
ция его была о растительной кислоте. С 1762 г. Константин Ива#
нович Щепин преподавал физиологию, ботанику, анатомию, хи#
рургию, фармакологию в Московской госпитальной школе,
являясь в ней первым русским профессором. Он проводил заня#
тия на русском языке. Различные волевые качества, атеистические
мировоззрения в духе М. В. Ломоносова — все это стало одной
из причин увольнения Щепина из школы. В 1770 г. Щепин умер
в Киеве, участвуя в ликвидации чумы.

Н. М. Амбодик@Максимович
Нестор Максимович Амбодик#Максимович родился в 1744 г.
После окончания госпитальной школы в Санкт#Петербурге он
был отправлен в Страсбург, где и получил степень доктора меди#
цины. После чего вернулся на Родину и работал преподавателем
в госпитальных школах. С 1781 г. Нестор Максимович Амбодик#
Максимович вел в качестве профессора курс хирургии, физиоло#
гии, фармакологии. Нестор Максимович особенно известен пре#
подаванием в Петербургском воспитательном доме акушерства
на русском языке.
В этот курс входили также сведения о гинекологии, здоровье
детей и т. д. В 1784—1786 гг. Амбодик#Максимович опубликовал
фундаментальное руководство «Искусство повивания или наука
о бабичьем деле», которое долгие годы считалось одним из лучших
пособий по акушерству, гинекологии и здоровью ребенка. Нестор
Максимович ввел в практику родо вспоможения акушерские
щипцы, для обучения практике акушерского дела — фантомы.
В лекциях Амбодика#Максимовича излагались дельные сове#
ты по питанию детей, воспитанию их, предупреждению заболева#
ний. Надо отметить, что Амбодик#Максимович был одним из тех,
кто положил начало созданию отечественной медицинской тер#
60
минологии. Он создал в 1783 г. «Анатомо#физиологический сло#
варь». Также нужно сказать, что Нестор Максимович уделял
большое внимание фитотерапии (это видно в его руководстве
1784—1788 гг. «Врачебное веществословие или описание цели#
тельных растений в пищу или лекарство употребляемые»). Умер
Нестор Максимович Амбодик#Максимович в 1812 г.
Д. С. Самойлович
Данила Самойлович Самойлович родился в 1744 г. После того
как он окончил госпитальную школу в Петербурге, он служил
около 8 лет военным врачом. С начала 1770#х гг. Самойлович за#
нимался изучением и искоренением чумы в Москве, Молдавии.
Был командирован в Страсбург, Лейден. После того как он там
получил докторскую степень, Самойлович вернулся на Родину
и занимался изучением чумы с помощью микроскопов. Он пы#
тался узнать истинную причину заболевания. Кстати сказать, за
самоотверженный труд, борьбу с эпидемиями чумы Самойлович
был избран в ряд иностранных академий, получил всеобщее приз#
нание.
Самойлович утверждал, что существуют возможности излече#
ния и профилактики чумы. Он возражал против повального
сжигания домов, вещей людей, которые были больны чумой, счи#
тая, что это наносит большой экономический урон. Самойлович
редлагал методы дезинфекции одежды больных, методы дезин#
фекции домашней утвари и т. п. Самойлович предлагал также де#
лать врачам, которые заняты в ликвидации чумных эпидемий,
профилактические прививки из чумных бубонов, где он полагал
наличие ослабленного вируса.
В 1792 г. Самойлович выпустил книгу под названием «Краткое
описание микроскопических исследований о существе яду язвен#
ного».
Самойлович очень долго добивался возможности преподава#
ния в госпитальных школах. Надо отметить его лекцию «Речь
к ученикам госпитальных школ Российской империи», написан#
ную в 1783 г. В этой лекции поднимался ряд научных, этических,
61
организационных вопросов. Он считал, что, для того «чтобы стать
врачом, надо быть безукоризненным человеком». Умер Данила
Самойлович Самойлович в 1805 г.

В. М. Рихтер
Вильгельм Михайлович Рихтер окончил Московский универ#
ситет, после чего был направлен в Германию (Берлин, Геттинген)
для продолжения обучения акушерскому искусству. После воз#
вращения из Германии и получения степени доктора медицины
Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Мо#
сковский университет. В 1806 г. под руководством Вильгельма
Михайловича был открыт повивальный институт и родильный
госпиталь (при Московском университете). Также был организо#
ван повивальный институт при императорском воспитательном
доме. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству.
Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ
и университета.

6. Водолечебницы. Производство
медицинского оборудования в XVIII в.

Родоначальником лечения минеральными водами также стал
Петр I. По его распоряжению в Липецке, Старой Руссе, Олонец#
ком крае были открыты водолечебницы, которые действуют до
сих пор. В этих лечебницах могли получать процедуры как воен#
нослужащие, так и гражданское население.
Медицинский инструментарий производился в специальных
мастерских, их еще называли инструментальной избой.