Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания

Зарождение медицины.
Медицина в первобытных общинах.
Возникновение врачевания

Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений,
теорий по этому поводу.
Самая распространенная версия: медицина возникла одно#
временно с возникновение человека, получается, что медицина
возникла за несколько сотен тысяч лет до нашей эры. Если же об#
ратимся к словам знаменитого, крупного ученого И. П. Павлова,
то он писал: «Медицинская деятельность — ровесница первого человека».
Следы первой медицинской помощи были обнаружены в период первобытно#общинного строя. Надо сказать, что первобытно#родовая община переживала в своем развитии два периода:
1) матриархат;
2) патриархат.
Кратко проследим основные моменты развития первобытнородовой общины:
1) люди стали жить небольшими общинами, которые затем
подразделялись на роды, а также родовые союзы;
2) использование каменных орудий труда для того, чтобы добывать пищу, охотиться;
3) появление бронзы (отсюда название «бронзовый век»),
а после появление железа. Собственно говоря, это и изменило
уклад жизни. Дело в том, что начала развиваться охота, а так
как охота является уделом мужчин, то произошел переход
к патриархату.
С появлением различных орудий увеличилось число травм,
которые могли получить люди. Если обратить внимание на наскальные рисунки, то ясно видно, что охота, различные военные
сражения доставляли людям много неприятностей и, естественно, травм, ранений и т. д. Здесь можно видеть примитивные приемы первой медицинской помощи — извлечение стрелы и т. д.
Надо заметить, что изначально никакого разделения труда как
такового не существовало. Задолго до начала цивилизации и образования государства, а особенно в период матриархата женщины были своего рода хранительницами домашнего очага — это
включало в себя заботу об общине, племени, а также оказание медицинской помощи. Доказательством этому можно считать то, что
в наши дни в приморских степях и других местах первых поселение находят каменные изваяния — грубые фигуры женщин — хранительниц племени, рода и т. д.
Следующим периодом развития было получение людьми
огня. Обратимся к словам Ф. Энгельса: «…Добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной
силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Вследствие того что люди получили огонь,
их пища стала более разнообразной. По сути, добыча огня ускорила антропогенез, ускорила развитие человека. При этом культ
и значение женщин как хранительниц очага и лекарей ослаб.
Несмотря на это, женщины продолжали собирать растения,
которые затем употребляли в пищу. Обнаружение ядовитого
и лечебного свойств растений происходило чисто эмпирическим путем.
Так, из поколения в поколения передавались и накапливались знания о растениях, о том, какие их них можно употреблять
в пищу, какие нет, какие можно применять для лечения, а какие
не следует. Опытным же путем к растительным средствам добав#
лялись лечебные средства животного происхождения (напри#
мер, такие как желчь, печень, мозг, костная мука и т. д.). Перво#
бытным человеком также были замечены минеральные средства
лечения и профилактики. Среди минеральных средств лечения
и профилактики можно обозначить весьма ценный продукт
природы — каменную соль, а также другие минералы вплоть до
драгоценных. Надо сказать, что к периоду Античности появи#
лось целое учение о лечении и отравлении минералами, прежде
всего драгоценными.

В связи с переходом к оседлому образу жизни роль женщин,
в частности экономическая, уменьшилась, зато медицинская сохранялась и даже укрепилась. Со временем мужчина становился
хозяином племени, рода, а женщина оставалась хранительницей
домашнего очага.
История медицины насчитывает всего несколько тысячеле#
тий. Несмотря ни на что, медицина первобытных общин все#таки
заслуживает серьезного внимания и изучения. Ведь именно тогда
появилась и начала развиваться народная медицина. Знания людей, полученные эмпирическим методом, накапливались, навыки врачевания совершенствовались, одновременно с этим стал
возникать вопрос о причинах заболеваний. Естественно, люди
того времени не имели такого арсенала знаний, как сегодня, и не
могли объяснить возникновение болезней с научной точки зрения, поэтому причинами болезней люди считали какие#либо магические силы, которые неведомы человеку. С другой точки зрения магическое объяснение причинам болезни люди находили
позже, а первоначальные объяснения носили сугубо материалистический характер, который был связан с опытом добывания
средств жизни. В период позднего матриархата, когда благополучие и жизнь становились все более зависимыми от результатов
охоты, возникал культ животного — тотема. Тотемизм от индейского, обозначает «мой род». Надо также отметить, что до недавнего времени, а у индейцев в Америке и до сих пор названия племен были связаны с названием какого#либо животного или
птицы, охота на которых давала пищу племени — племя
обезьяны, племя быка и т. д. Больше того, некоторые даже свя#
зывали свое происхождение с каким#либо животным. Такие
представления называются анималистическими. Отсюда же и но#
шение амулетов. Кроме всего этого, люди не могли не замечать
действия погодных условий на жизнь, здоровье.
Существует мнение, что первобытные люди были очень креп#
ки здоровьем. Дело в том, что, конечно, не было тогда воздей#
ствия на людей неблагоприятных факторов техногенного харак#
тера — загрязнения воздуха и т. д. Однако они постоянно
боролись за свое существование с природными условиями, также

болели инфекционными болезнями, погибали в войнах друг с другом, травились некачественными продуктами питания и т. д. Есть
мнение, что средняя продолжительность жизни людей того вре#
мени составляла 20—30 лет. Теперь обратимся к такому понятию,
как палеопатология.
1. Палеопатология — это наука, которая изучает характер забо#
леваний и поражений древних людей. Среди этих заболеваний
можно назвать такие, как некрозы, алкалозы, полиомиелит,
периоститы, рахит, переломы костей и т. д.
По мере развития общества приходило к таким явлениям, как
фетишизм, т. е. непосредственное олицетворение и возвеличива#
ние явлений природы, а позже анимизм.
2. Анимизм — одухотворение всей природы, заселение ее мно#
гообразными духами и сверхъестественными существами, будто
бы действующими в ней.
Уже во времена патриархата появился так называемый культ
предка. Предок, т. е. уже какая#то отдельная личность, может
даже и рожденная фантазией человека, мог стать причиной забо#
левания, мог вселиться в тело какого#нибудь человека и терзать
его, вызывая болезни. Соответственно, для того чтобы недуги
прекратились, предка необходимо задобрить жертвоприношением
либо изгнанием из тела. Так, можно сказать, что такие предста#
вления во многом легли в основу религии. Появились шаманы,
которые и были «специалистами» по изгнанию или задабриванию
духов.
Таким образом, вместе с материалистическими представле#
ниями и зачатками знаний, приобретаемыми людьми, разви#
ваются анимистические, религиозные взгляды. Все это форми#
рует народное врачевание. В деятельности народных целителей
есть два начала — эмпирическое и духовное, религиозное.
Хотя, конечно, до сих пор существуют знахарки, которые
ограничиваются обыкновенным собиранием трав, приготовле#
нием снадобий и так далее без «теоретических и религиозных» ве#
рований.
С понятием «народная медицина» очень тесно связано понятие народной гигиены, отделение которой от медицины весьма

условное, поскольку традиции и правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, некачественного питания и иного. вошли
в арсенал народной медицины и использовались в лечении и профилактике различных болезней.
Необходимо дать определение понятию «народная медицина», которое дано в приказах Минздравсоцразвития РФ.
Народная медицина — это методы оздоровления, профилактики,
диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений
людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистри#
рованные в порядке, установленном законодательством Россий#
ской Федерации.
Теперь необходимо определиться, можно ли называть народ#
ную медицину традиционной. Дело в том, что традиционная ме#
дицина развивалась, как бы выйдя из недр народной медицины.
Так, с этой точки зрения будет правильным говорить о тради#
ционной народной медицине.
Таким образом, зачатки медицинской науки появились вме#
сте с появлением человека, и с самого начала медицина была на#
родной, так как осуществлялась знахарями, лекарями и так далее
с помощью различных снадобий растительного, животного,
минерального происхождения, а также с применением элемен#
тарных «медицинских инструментов» для наложения повязки
при лечении переломов и ран, кровопусканий, трепанации черепа и т. д.