Принципы и задачи санитарно- противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Принципы и задачи санитарно-

противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Организация и проведение экстренных саиитарпо-противоэпидемичсских меро­приятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся па общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно-противоэпидсмичсское обеспечение в ЧС включает ком-
плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо-
эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове-
ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра-
вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, со-
хранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности._

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпи­демиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природ­ного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

  • государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность се сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­нальных особенностей;
  • единый подход к организации саиитарпо-противоэпидемичсских мероприятий;
  • соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;
  • дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий,
  • взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами.

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсапэпид­службы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование

организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и преду­сматривают основные направления деятельности санитарио-профилактических учре­ждений и формирований по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:

  • принятие главными государственными санитарными врачами администра­тивных территорий решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, уч­реждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм соб­ственности, должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС са­нитарно-эпидемиологического характера;
  • осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;
  • осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
  • • осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса са-нитарно-противоэпидемических мероприятий;
  • обеспечение организационно-методического руководства деятельностью са­нитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления при возникновении ЧС;
  • разработку предложений по введению и отмене па территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распростра­нения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых псипфекциониых заболеваний и отравлений населения;
  • образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Фе­дерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования са-нитарно-противоэпидсмических мероприятий в ЧС;
  • обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к ра­боте в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализи­рованных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпиде­мические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализиро­ванные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;
  • обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений гос­санэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и из­мерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;
    • представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;
    • участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

    Санитарно-эпидемиологический надзор за сапэпидобстаповкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

    На федеральном уровне:

    • разработка и внедрение принципов единой государственной политики в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;
    • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием потен­циально опасных объектов;
    • научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети на­блюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологиче­ской, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
    • разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;
    • изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиоло­гической службы п разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;
    • взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­тастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении саиитарио-противоэпидемических мероприятий;
    • совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­темы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпиде­миологической обстановке;
    • использование международного опыта в предупреждении и ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС.

    На региональном уровне:

    • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием объек­тов, па которых возможно возникновение региональных ЧС;
    • внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиениче­ского воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захва­тывающих несколько территориальных образований;
    • взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­тастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;
    • совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­темы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;
      • разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникнове­нии региональных ЧС;
      • контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федера­ции, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержа­ния токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование регио­нальных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;
      • рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиенических ме­роприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радио­активными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;
      • обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специализиро­ванных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпиде­миологических последствий ЧС.

      На территориальном уровне:

      • контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­фического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями от­равлений аварийноопасными химическими веществами (АОХВ), реализаци­ей мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;
      • разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения по­страдавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемиче­ских очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитар­ного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слеже­нии за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продо­вольственном сырье и пищевых продуктах;
      • разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпиде­миологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;
      • проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и санитарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подверг­шихся воздействию вредных веществ;
      • выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззаражива­нию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;
      • контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и служ­бами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;
      • разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигие­нической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилиза­ции бытовых и производственных отходов;
      • внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицин­ской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиаци­онных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;
        • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;
        • контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ве­домствами и службами;
        • подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;
        • обучение населения способам защиты от химических и других вредных ве­ществ и поведению в очагах загрязнения;
        • создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запа­сов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дсзсрсдств и другого расходного имущества;
        • проведение экстренной (общей и специальной) и аптидотпой профилактики.

        Иа местном уровне:

        • осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

        « • своевременный переход лечебно-профилактических учреждении иа работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемиче­ского режима;

        • целенаправленная работа сапитарио-токсикологичсских, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по показаниям;
        • обучение населения поведению в очагах химического и радиологического за­грязнения;
        • выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстрен­ной (общей и специальной) профилактики,

         

        На объектовом уровне:

        • изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и во­доснабжения, канализационные сети и отстойники);
        • слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объ­екте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складываю­щейся санитарно-гигиенической обстановки;
        • установление необходимого количества привлекаемых сил п средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;
        • защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а так­же лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств инди­видуальной защиты, в том числе и медицинских);
          • перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, пред­ставление донесений и обмен информацией);
          • организация работы специализированных формирований объекта, их снабже­ние медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и транспортное обеспечение,

          Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологиче­ской службы наибольшую значимость имеют тс из них, которые более всего ослож­няют санитарно-эпидемиологическую обстановку.

          Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая преж­де всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям:

          • риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавше­го населения;
          • угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;
          • возможный социальный и экономический ущерб;
          • появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуа­ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;
          • невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а’так­же необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вак­цины, лабораторио-диагностические материалы, средства борьбы с насеко­мыми, дезинфекционные средства и др.);
          • опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

          По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оцепить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбу­дителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

          Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинако­вы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эи-демичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

           

          При изучении эпидемии должны использоваться аналитические методы. Преду­преждение о развивающейся или возникшей эпидемии может исходить из различных источников, помимо системы раннего оповещения, однако они не всегда надежны, по­этому прежде необходимо подтвердить факт существования эпидемии или ее угрозы,

          Первые данные, подтверждающие существование эпидемии, должны привести к выдвижению предварительных гипотез о природе болезни и ее эпидемиологической картине, которые будут служить ориентиром при проведении полевых обследований, Для выявления случаев, соответствующих предварительному (для начального перио­да) определению болезни (или «определению случая»), ставят задачи и выбирают наиболее подходящие для этого методы. Наблюдаемые случаи далее подразделяются на подозрительные, предполагаемые или подтвержденные в зависимости от результа­тов лабораторного обследования с использованием экспресс-методов.

          Анализ данных, собранных эпидемиологическими бригадами, позволяет устано­вить масштабы вспышки во времени и в пространстве. Заболеваемость в различных группах населения выражается показателями, определение которых проводится по показателям заболеваемости, распространенности, коэффициентам летальности. Дан­ные о географическом распространении наносят на карты. Информация о лицах, кон­тактировавших с больными, позволяет определить особенности передачи инфекции и идентифицировать группы высокого риска (они подлежат пристальному эпидемиоло­гическому наблюдению и требуют проведения профилактических и противоэпидеми­ческих мероприятий).