Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в чрезвычайных ситуациях

Изучение истории различных стихийных бедствий, катастроф и войн, происхо­дивших как в далеком прошлом, так и в настоящий период, показывает, что в ЧС час­то возникают эпидемии или резко повышается уровень инфекционной заболеваемо­сти среди пострадавшего населения.

В период и после происшедших стихийных бедствий, аварий, катастроф, в ходе ведения боевых действий происходит резкое ухудшение социальных условий жизни и быта, появляется большое число механических травм, ожогов и других поражений,

при которых значительно снижается естественная резистентность организма, возни­кают стрессовые состояния и другие явления Население лишается жилищного фон­да, электроэнергии, питьевой воды, разрушается канализация, нарушается работа баппо-прачечпых учреждений, ухудшается организация питания

Все это значительно ухудшает санитарно-гигиеническую обстановку, сущест­венно обостряет эпидемическую ситуацию по ряду инфекций, так как создавшееся положение приводит к тому, что потенциальные источники инфекции оказываются неизолированными и в течение длительного времени имеют многочисленные контак­ты с окружающими их лицами Крайне сложные эпидемические ситуации возникают при нахождении в коллективах невыясненных случаев латентных форм дизентерии, брюшного тифа, дифтерии и некоторых опасных инфекционных высококонтагиозных болезней, При нарушении экологических систем возможно «оживление» при­родных очагов особо опасных инфекций (туляремии, чумы, сибирской язвы и др) и их распространение Наличие в лабораториях и накопление некоторыми странами бактериальных средств в качестве биологического оружия дают основание предполо­жить возможность использования их в войне, а также вероятность рассеивания в виде аэрозоля в мирное время.

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в общей системе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС име­ют весьма важное значение В зоне ЧС эту работу выполняют территориальные цен­тры Госсанэпиднадзора Российской Федерации (ЦГСЭН)

Для обеспечения быстрого реагирования на базе ЦГСЭН и других учреждений са­нитарно-эпидемиологической службы создаются специализированные формирования

В целях предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС са­нитарно-эпидемиологические учреждения и формирования проводят следующие ос­новные мероприятия

  • осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой, ор­ганизуют экспертизу пищевого сырья, продуктов питания, питьевой воды, внешней среды па загрязненность радиоактивными веществами, отравляю­щими и химически опасными веществами, патогенными микроорганизмами,
  • взаимодействуют с ведомственными медико-санитарными службами по во­просам обеспечения помощи населению в очагах поражения,
  • проводят специальную подготовку сотрудников санитарно-эпидемиологиче­ских учреждений и формирований для работы в ЧС,
  • поддерживают в высокой степени готовности территориальные центры Гос­санэпиднадзора, формирования и учреждения сапэпидслужбы, силы и сред­ства научно-исследовательских институтов, функционирующих в РСЧС;
  • осуществляют накопление, храпение, освежение, учет и контроль медицин­ского имущества, необходимого для работы формирований и учреждений са­нитарно-эпидемиологической службы в ЧС,
  • осуществляют контроль за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов при возникновении ЧС в мирное и военное время,
  • организуют работу сети наблюдения и лабораторного контроля по своевремен­ному обнаружению и индикации биологического (бактериологического) зара­жения (загрязнения) питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продоволь­ствия, объектов окружающей среды в ЧС мирного и военного времени,
  • осуществляют прогнозирование возможности возникновения эпидемий на территории Российской Федерации.Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и гра­ждан по предупреждению массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей и ликвидации последствий ЧС местными органами исполнительной власти создаются постоянно действующие санитарно-эпидемиологические комиссии. В состав этих комиссий включаются руководители служб административной территории, а рабо­чим органом комиссии является штаб, который создастся из работников служб ГОЧС, здравоохранения и противоэпидемических учреждений.

    В учреждениях, входящих в состав государственной санитарно-эпидемиологи­ческой службы (ЦГСЭН, научно-исследовательских институтах санитарно-гигиени­ческого и эпидемиологического профиля, противочумных институтах и станциях и др.), для работы в ЧС создаются органы управления — штабы по делам ГОЧС объек­та, Состав штаба определяется приказом начальника ГО объекта в зависимости от структуры учреждения, его возможностей и решаемых задач.

     

    Порядок работы штаба по делам ГОЧС объекта определяется функциональными обязанностями его должностных лиц.

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в зоне (районе) ЧС вклю­чает комплекс мероприятий санитарно-противоэпидемического обеспечения населения,

    Под санитарно-гигиеническим обеспечением в чрезвычайной ситуа­ции понимается комплекс мероприятий, проводимых в зоне (районе) ЧС с це­лью сохранения здоровья населения и личного состава, участвующего в ликви­дации последствий ЧС, путем: медицинского контроля за состоянием их здо­ровья; санитарного надзора за условиями размещения (вне мест постоянного жительства), питанием, водоснабжением, санитарным состоянием территории, удалением нечистот, захоронением трупов погибших людей и животных; оценки санитарно-гигиенического состояния зоны (района) ЧС; прогнозирова­ния влияния неблагоприятных факторов на состояние здоровья населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, и разработки предложений по улучшению этого влияния; гигиенического воспитания.

    Санитарно-эпидемиологическая служба организует и проводит следующие са­нитарно-гигиенические мероприятия:

    • организация и проведение оценки санитарно-гигиенического состояния тер­ритории и определение вредных факторов, воздействующих на здоровье населения и окружающую среду;
    • организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала ава­рийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения;
    • организация и участие в санитарном надзоре за условиями размещения насе­ления в районе ЧС, его питанием, водоснабжением, банно-прачечпым обслу­живанием;
    • организация санитарного надзора на гигиенически значимых объектах, обес­печивающих жизнедеятельность населения в районе ЧС;
    • медицинский контроль за состоянием здоровья личного состава формирова­ний и учреждений, участвующего в ликвидации последствий ЧС, его обеспе­чением специальной одеждой, средствами защиты и правильным их исполь­зованием;
    • участие в контроле за санитарным состоянием территории, своевременной ее очисткой, обеззараживанием и надзор за захоронением погибших и умерших;
    • организационно-разъяснительная работа по режиму и правилам поведения персонала аварийных объектов, участников ликвидации последствий аварии и населения в зоне ЧС.

    При проведении санитарно-гигиенических мероприятий необходимо взять под строгий контроль все гигиенически значимые объекты — как разрушенные и повреж­денные в очаге бедствия, так и продолжающие функционировать. К таким объектам относятся: системы водоснабжения и канализации; предприятия пищевой промыш­ленности, общественного питания и торговли; детские дошкольные и школьные уч­реждения; предприятия коммунального обслуживания; пострадавший и непострадав­ший жилой фонд; лечебно-профилактические учреждения, в которые госпитализиро­ваны пораженные и больные из района катастрофы; места временного расселения эвакуируемого населения; места расположения спасательных команд, отрядов; про­мышленные объекты, которые могут быть источниками вторичного поражения АОХВ, РВ, БС и др.

    С учетом анализа сложившейся при ЧС обстановки основными санитарно-гигие­ническими направлениями работы специалистов санитарно-эпидемиологического над­зора совместно с другими заинтересованными организациями являются следующие.

    1. При выходе из строя водопроводных сооружений и сетей — участие в выборе водоисточника, разрешение на использование воды, контроль состояния ав­тотранспорта для подвоза воды (при необходимости требование обеззаражи­вания автоцистерн хлорированием или другими способами), проведение за­бора проб на бактериологический и химический анализ.
    2. При выходе из строя канализационных сооружений и сетей, поступлении сточных вод в открытые водоемы — ежедневный бактериологический кон­троль за качеством воды водоемов выше места сброса сточных вод и ниже по течению реки в местах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водо­пользования.
    3. На пищевых объектах — организация проведения мероприятий, исключаю­щих возможность инфицирования продуктов питания. На пунктах временно­го питания — проведение усиленного санитарно-гигиенического контроля.
    4. В местах временного расселения населения — участие в создании надлежа­щих условий для размещения, питьевого режима, питания, коммунально-бы­тового обслуживания. При больших общежитиях и палаточных городках в случае необходимости предусматривается камерная обработка постельных принадлежностей, используя стационарные и передвижные дезинфекцион­ные камеры.
    5. В постоянных и временных стационарах для пораженных — дезинфекция опе­рационных, перевязочных и процедурных; осуществление лабораторного контроля качества дезинфекции и стерильности материала.

    Для размещения населения на временных пунктах сбора в зонах ЧС отводится площадь из расчета 3,75 м2 на каждого человека с учетом развертывания подвижных пунктов питания и подвижных пунктов водоснабжения. Для размещения населения в общежитиях и других временных помещениях, в палаточных городках минимальная норма площади должна быть 4,0-4,5 м2 на каждого человека.

    Для медицинских формирований, спасательных отрядов и в пунктах сбора насе­ления в холодное время года необходимо иметь теплые помещения для обогрева лю­дей и сушильные комнаты для одежды и обуви площадью 15-18 м2 на 100 чел. Во из­бежание чрезмерного охлаждения пострадавших их следует располагать на тюфяках, кроватях, подстилках, парах на расстоянии не менее 0,3-0,5 м от наружных стен.

    Нормы расхода воды для нужд пострадавшего населения составляют на одного человека 10 л/сут; на одного больного, находящегося на стационарном лечении (включая нужды на питье), — 75 л/сут. На обмывку одного человека, включая личный состав работающих в районе ЧС формирований, — 45 л.

    При размещении населения в палаточном или Другого лагерного типа городках оборудуются ровики (вместо санузлов) из расчета; один ровик шириной 0,3 м, глуби­ной 0,5 м и длиной 1 м иа 20 чел. Ровики допускается устраивать’параллельно друг другу иа расстоянии 1-2 м. Они должны располагаться ниже источников воды и иа расстоянии не менее 200 м от них. Нечистоты в ровиках необходимо сразу же под­вергать дезинфекции и засыпать слоем земли.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие обеспечивается комплексом организационных, правовых, медицинских, противоэпидемических, режимно-ограни-

    чительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и ликви­дацию инфекционных заболеваний, а также соблюдением санитарных правил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемиологического состояния в зоне ЧС.

    Основными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении эпиде­мического очага являются:

    • регистрация и оповещение;
    • эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая разведка;
    • выявление, изоляция и госпитализация заболевших;
    • режимно-ограничительные или карантинные мероприятия;
    • общая и специальная экстренная профилактика;
    • обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);
    • выявление бактерионосителей и усиленное медицинское наблюдение за по­раженным населением и личным составом спасательных формирований;
    • санитарно-разъяснительиая работа.

    Регистрация и оповещение. Все больные и выявленные подозрительные по за­болеванию лица берутся на специальный учет. О выявлении инфекционных больных немедленно должен быть оповещен главный врач центра государственного санитар­но-эпидемиологического надзора района (города). При получении данных о возник­новении высококонтагиозных инфекций оповещается также население района катаст­рофы и прилегающих территорий с разъяснением правил поведения.

    Эпидемиологическое обследование и санитарно-эпидемиологическая развед­ка. Каждый случай инфекционного заболевания должен быть подвергнут тщательному эпидемиологическому обследованию с целью выявления предполагаемого источника заражения и проведения основных мероприятий, направленных на предупреждение распространения инфекции. Эпидемиолог, проводящий обследование, устанавливает на основании опроса больного и окружающих, какие объекты данной обстановки явля­ются подозрительными, какие методы дезинфекции должны быть применены. Одно­временно эпидемиолог отбирает материал для лабораторного исследования.

     

    Санитарно-эпидемиологическая разведка — это сбор и передача сведе-
    ний о санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановке в зоне ЧС,
    заключающаяся в получении данных об эпидемических очагах, качестве воз-
    духа, воды и продовольствия, санитарном состоянии территории, жилого фон-
    да, коммунальных и иных объектов, влияющих на проведение специальных и
    профилактических мероприятий, организуемых и проводимых саиитарио-эпи-
    демиологической службой.

    В задачи санитарно-эпидемиологической разведки входит:

    • выявление наличия и локализации больных, характера вспышки и распро­страненности инфекционных заболеваний, иммунной защищенности среди различных коитингептов в районах размещения пострадавшего населения;
    • установление наличия и активности природно-очаговых инфекций в зонах ЧС, эпизоотии среди диких и домашних животных;
    • обследование санитарно-гигиенического состояния зоны ЧС, входящих в нее на­селенных пунктов и водоисточников, объектов экономики, коммунально- и са-нитарно-бытовых, лечебных и санитарно-эпидемиологических учреждений (са-нитарпые пропускники, бани, прачечные, санитарно-эпидемиологические и де­зинфекционные учреждения, инфекционные стационары и больницы, бактерио­логические и вирусологические лаборатории, водоочистные сооружения, свалки и полигоны бытовых и промышленных отходов, кладбища, крематории и т.п.);
      • оценка возможности использования для работы в эпидемических очагах сил и средств местных органов здравоохранения, сохранившихся в зонах катастроф.

      В состав группы санитарно-эпидемиологической разведки входят: врач-гигие­нист, врач-эпидемиолог (или инфекционист), врач-бактериолог, лаборант, водитель, Мероприятия по организации санитарно-эпидемиологической разведки включают:

      • уточнение обстановки в зоне ЧС, возможные сроки проведения разведки, оп­ределение маршрутов движения, характера оповещения и средств связи;
      • обследование зоны ЧС (населенные пункты, системы жизнеобеспечения: централизованное хозяйственно-питьевое водоснабжение и другие питьевые водоисточники, базы продовольственного снабжения и предприятия общест­венного питания, коммунально-бытового обеспечения, объекты экономики как источники потенциально опасных вредных веществ и т.п.);
      • сбор и уточнение данных, которыми располагают местные органы власти и здравоохранения, учреждения ветеринарных и других служб (общее число жителей в населенном пункте, возможное количество оставшихся людей в очаге и зоне ЧС; район отселения пострадавших и пути их эвакуации);
      • получение сведений в оставшихся территориальных исполнительных орга­нах и учреждениях здравоохранения и ветеринарии об инфекционной заболе­ваемости, привитости (вакцинировании) населения, оказавшегося в очаге и зоне ЧС, а также данных о природиоочаговости территории, эпизоотиях;
      • отбор проб почвы и воды поверхностных водоемов для микробиологическо­го контроля;
      • представление донесений о результатах разведки и соответствующих реко­мендаций,

      Санитарно-эпидемическое состояние района может быть оценено как благопо­лучное, неустойчивое, неблагополучное и чрезвычайное,

      Благополучное состояние: отсутствие карантинных инфекций и групповых вспышек других инфекционных заболеваний; наличие единичных инфекционных за­болеваний, не связанных друг с другом и появившихся на протяжении срока, превы­шающего инкубационный период данного заболевания; эпизоотическая обстановка не представляет опасности для людей; удовлетворительное санитарное состояние территории, объектов водоснабжения; коммунальная благоустроенность; эффектив­ная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения; отсутствие массовых инфекционных заболеваний на прилегающих территориях.

      Неустойчивое состояние: рост уровня инфекционной заболеваемости или воз­никновение групповых заболеваний без тенденции к дальнейшему распространению; появление единичных инфекционных заболеваний, связанных между собой или имеющих общий источник заболевания вне данной территории при удовлетворитель­ном санитарном состоянии территории и качественном проведении комплекса меро­приятий по противоэпидемическому обеспечению; наличие эпизоотических очагов зооиозных инфекций, представляющих угрозу для людей; район ЧС находится в не­посредственной близости от очага опасных инфекционных заболеваний.

      Неблагополучное состояние: появление групповых случаев опасных инфекци­онных заболеваний в зоне ЧС или эпидемических очагов особо опасных инфекций на соседних территориях при наличии условий для их дальнейшего распространения; многочисленные заболевания неизвестной этиологии; возникновение единичных за­болеваний особо опасными инфекциями; существенные нарушения в организации са­нитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

      Чрезвычайное состояние: резкое нарастание в короткий срок числа опасных инфекционных заболеваний среди пострадавшего населения; наличие повторных или групповых заболеваний особо опасными инфекциями; активизация в зоне ЧС при­родных очагов опасных инфекций с появлением заболеваний среди людей.

      Выявление, изоляция и госпитализация заболевших. Коллектив, в котором об­наружен первый случай заболевания, должен стать объектом тщательного наблюде­ния. При ряде заболеваний (дизентерия, сыпной тиф, скарлатина и др.) необходимо организовать ежедневные обходы и опросы обслуживаемых контингентов, а в случае подозрения на инфекционное заболевание — изолировать и госпитализировать забо­левших. Своевременное, раннее изъятие больного из коллектива является кардиналь­ной мерой, предотвращающей распространение инфекции.

      В целях выявления больных опасными инфекционными заболеваниями не позд­нее чем через 6-8 ч необходимо организовать проведение подворных обходов. Это мероприятие проводится 2 раза в день работниками амбулаторно-поликлииических учреждений по территориальному принципу; в случаях выявления больных чумой -в противочумных костюмах соответствующего типа, после получения средств про­филактики. На врачебно-сестринскую бригаду выделяют участок с населением 1000­2000 чел. Она обеспечивается укладкой для забора материала от больных, препарата­ми для экстренной профилактики, дезередствами (1,5 л), специальными бланками, карандашами. Бригада должна иметь списки обслуживаемого населения.

      Помимо выявления больных и заподозренных на заболевание лиц с сигнальны­ми признаками (температура, диарея, сыпь и др,), подворные обходы проводятся для проверки осуществления госпитализации больных, массовых прививок, для наблюде­ния за санитарным состоянием жилищ и территории.

      Перевозка инфекционных больных и подозрительных на инфекцию производит­ся специальным транспортом раздельно. Сопровождает больного медицинская сест­ра, шофер-санитар и санитар-носильщик. Они должны быть в противочумных костю­мах I или И типа .

      Медсестра должна иметь посуду для сбора выделений больного, подкладные клеенки, судна, вату, дезинфицирующие растворы (3-5 л), необходимые лекарствен­ные средства для оказания срочной помощи, кислород. После эвакуации больного транспорт дезинфицируют на специально выделенной для этого площадке. Дезин­фекции подвергаются средства индивидуальной защиты после каждого рейса.

      Наблюдение за режимом инфекционных больных имеет целью предотвратить рас­пространение инфекции из лечебного учреждения или временного инфекционного ста­ционара, куда госпитализированы больные, а также предупредить внутрибольничную ин­фекцию. Необходимо строго следить за выполнением правил санитарной обработки при поступлении больного, а также за тщательным соблюдением правил текущей дезинфек­ции в период пребывания больного в стационаре. Особое внимание должно быть обраще­но на сроки выписки больного, так как ранняя выписка может привести к проникнове­нию в коллектив носителей и дальнейшему обсеменению окружающей среды.

      Режимио-ограничительные (обсервационные) или карантинные мероприя­тия. В целях предупреждения заиоса инфекционных заболеваний и их распростране­ния при возникновении эпидемических очагов осуществляется комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые в зависимости от эпидемио­логических особенностей инфекции и эпидемиологической обстановки подразделя­ются иа карантин и обсервацию. Организация и проведение этих мероприятий возла­гается иа ответственных руководителей административных территорий и санитарно-противоэпидемическую комиссию.

      Карантин — система временных организационных, режимно-ограничи-тельных, административно-хозяйственных, правовых, лечебно-профилактиче­ских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, на­правленных иа предупреждение выноса возбудителя опасного инфекционного заболевания за пределы эпидемического очага, обеспечение локализации эпи­демического, эпизоотического или эпифитотического очага и последующую их ликвидацию.

      Карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными инфекциями с их нарастанием в короткий срок. При установлении даже единичных случаев заболеваний чумой, лихо­радками Ласса, Эбола, Марбурга и некоторых других контагиозных заболеваний, а также массовых заболеваний сибирской язвой, желтой лихорадкой, туляремией, са­пом, мелиоидозом, сыпным тифом, бруцеллезом, пситтакозом должен быть введен режим карантина.

      Обсервация — режимио-ограпичительиые мероприятия, предусматриваю­щие наряду с усилением медицинского и ветеринарного наблюдения и прове­дением противоэпидемических, лечебно-профилактических и ветеринарио-са-нитариых мероприятий ограничение перемещения и передвижения людей или сельскохозяйственных животных во всех сопредельных с зоной карантина ад­министративно-территориальных образованиях, которые создают зону обсер­вации .

      Обсервация вводится в районах с неблагополучным или чрезвычайным санитар-ио-эпидемическим состоянием, то есть появлением групповых неконтагиозных забо­леваний или единичных случаев контагиозных инфекций.

      Обсервация и карантин отменяются по истечении срока максимального инкуба­ционного периода данного инфекционного заболевания с момента изоляции послед­него больного, проведения заключительной дезинфекции и санитарной обработки об­служивающего персонала и населения.

      Общая и специальная экстренная профилактика. Экстренная профилактика (превентивное лечение) представляет собой комплекс медицинских мероприятий, на­правленных иа предупреждение возникновения заболеваний людей в случае их зара­жения возбудителями опасных инфекционных заболеваний. Она проводится немед­ленно после установления факта бактериального заражения или появления среди на­селения случаев опасных инфекционных заболеваний, а также массовых инфекцион­ных заболеваний неизвестной этиологии.

      В отличие от вакцинопрофилактики, экстренная профилактика обеспечивает бы­струю защиту зараженных.

      Экстренная профилактика подразделяется на общую и специальную. До установле­ния вида микроорганизма, вызвавшего инфекционное заболевание, проводится общая, а после установления вида микроба-возбудителя — специальная экстренная профилактика.

      В качестве средств общей экстренной профилактики используются антибиотики и химиопрепараты широкого спектра действия, активные в отношении всех или боль­шинства возбудителей инфекционных заболеваний. Продолжительность курса общей экстренной профилактики определяется временем, необходимым для выявления, идентификации и определения чувствительности возбудителя к антибиотикам и со­ставляет в среднем 2-5 сут.

      В качестве средств специальной экстренной профилактики применяют антибак­териальные препараты, оказывающие высокое этиотроппое действие на возбудителя, выделенного от инфекционных больных в эпидемическом очаге, с учетом результа­тов определения его чувствительности к антибиотикам, Продолжительность курса специальной экстренной профилактики определяется нозологической формой заболе­вания (сроком инкубационного периода, исчисляемого со дня заражения), свойства­ми назначаемого противомикробного препарата (Приложение 24),

      Распоряжение о проведении экстренной медицинской профилактики выдается саиитарно-противоэпидемическими комиссиями,

      Ответственность за се проведение возлагается на руководителей учреждений, предприятий, врачебно-сестринские бригады.

      Методическое руководство и контроль за выполнением мероприятий экстрен­ной профилактики ведется органами здравоохранения,

      Очередность экстренной профилактики определяется местными органами ис­полнительной власти (по представлению органов здравоохранения, учитывающему эпидемическую ситуацию в регионе, реальные запасы антимикробных средств и дру­гие факторы). В первую очередь се проводят в учреждениях и формированиях, участ­вующих в предупреждении или в ликвидации вспышек инфекционных заболеваний; в учреждениях, заведениях и предприятиях, находящихся в очаге и продолжающих свою работу, а также в детских коллективах, Ее организация и проведение возлага­ются; в первом случае — на руководителей формирований и учреждений, во втором -на руководителей медико-санитарных частей, ведомственных поликлиник и амбула­торий, в третьем — на руководителей и медицинских работников учреждений.

      Экстренная профилактика среди остальных категорий населения осуществляет­ся участковыми поликлиниками, Для этих целей па территории каждого микроучаст­ка населенного пункта формируются сестринские бригады медицинского обслужива­ния, обязанные осуществлять весь комплекс лечебно-профилактических мероприя­тий — экстренную профилактику, медицинское наблюдение за населением, раннее ак­тивное выявление больных, их изоляцию, госпитализацию и т.д. В ряде случаев для проведения упомянутых мероприятий могут привлекаться и другие лечебно-профи­лактические учреждения.

      В целях предупреждения заражения медицинских работников возбудителями опасных инфекций во время работы в очаге они должны строго соблюдать правила противоэпидемического режима.

      Эффективность мероприятий экстренной профилактики в значительной мере за­висит от четкости их выполнения и поголовного охвата ими населения. В связи с этим каждая бригада медицинского обслуживания должна иметь поквартириые спи­ски жителей закрепленного за ними микроучастка (микрорайона) с указанием в них основных паспортных данных наблюдаемых людей, включая и место работы. В спи­сках указывается название применяемого препарата, а также дозы и даты его выдачи.

      Одновременно с началом экстренной профилактики в очагах заражения рекомен­дуется проводить активную иммунизацию (вакцинацию или ревакцинацию) населения.

      Среди методов иммунизации наиболее полно отвечают требованиям противоэпи­демической защиты населения безыгольпый, аэрозольный и пероральпый .

      Обеззараживание эпидемического очага инфекции (дезинфекция, дезинсек­ция, дератизация). Обеззараживание квартирных очагов осуществляется силами го­сударственной санитарно-эпидемиологической службы путем проведения текущей и заключительной дезинфекции,

      Дезинфекция — уничтожение в окружающей среде возбудителей инфекционных болезней. Она может проводиться физическими, химическими и комбинированными способами дезинфекционными группами. Одна дезинфекционная группа в составе

      дезинструктора, дезинфектора и двух санитаров в течение рабочего дня способна об­работать 25 квартир площадью 60 м2 каждая.

      Обеззараживание территории, зданий и санитарная обработка населения прово­дятся коммунально-технической службой.

      Дезинсекция — уничтожение насекомых (переносчиков инфекционных болезней) — проводится физическими и химическими способами. Основным считается химиче­ский способ, который заключается в обработке объектов инсектицидами,

      Дератизация — уничтожение грызунов (источников возбудителей инфекционных болезней). Она проводится механическими (отлов) и химическими (применение от­равляющих приманок) способами,

      Обеззараживание продовольствия осуществляет служба торговли и питания, а воды — служба водоснабжения. Контроль за качеством обеззараживания продовольст­вия и воды, а также их санитарную экспертизу осуществляет служба государственно­го санитарно-эпидемиологического надзора.

      Выявление бактерионосителей, Если при эпидемиологическом обследовании и лабораторном исследовании в эпидемиологических очагах выявлены носители (ти-фо-паратифозпых инфекций, холеры, дифтерии и др.), то по отношению к ним прово­дятся мероприятия, предохраняющие от заражения окружающих,

      Кроме того, проводятся мероприятия по усиленному медицинскому наблюде­нию за личным составом спасательных формирований.

      Санитарно-разъяснительная работа. Для проведения широкой и эффектив­ной саиитарно-разъяспителыюй работы следует использовать радио, телевидение, печать. Она должна быть направлена на строгое выполнение всем населением общих рекомендаций по правилам поведения, соблюдению санитарно-гигиенических пра­вил и других мер личной защиты,

      Организация и задачи сети наблюдения и лабораторного контроля25.

      Сеть наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) является составной частью сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.

      Система СНЛК организационно включает службы наблюдения и лабораторного контроля различных министерств и ведомств, в том числе и государственного сани­тарно-эпидемиологического надзора,

      Общее руководство СНЛК возлагается на МЧС России. Непосредственное руко­водство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют министерства, го­сударственные комитеты, ведомства и организации, включенные в структуру СНЛК,

      Наблюдение и лабораторный контроль в Российской Федерации организуется и проводится в целях:

      • своевременного обнаружения и индикации26 радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой во-ды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) в ЧС мирного и военного времени;
        • принятия экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного про­изводства от АОХВ, биологических (бактериологических) средств (БС) -возбудителей инфекционных заболеваний.

        СНЛК имеет три уровня: федеральный, региональный и местный.

        Федеральный уровень СНЛК формируется иа основе академических научно-исследовательских учреждений, организации и учреждений центрального подчине­ния, действия которых в СНЛК в целом координирует МЧС России.

        Региональный уровень СНЛК формируется иа основе учреждений, организа­ций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) выс­ших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на террито­рии республик в составе Российской Федерации, краев, областей, решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений СНЛК данного уровня осуществляют региональные центры по делам ГОЧС.

        Местный уровень СНЛК формируется иа основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на соответствующей территории. Коорди­нацию деятельности на местном уровне СНЛК осуществляют соответствующие ко­митеты (комиссии) по чрезвычайным ситуациям территориальных органов исполни­тельной власти и территориальные штабы по делам ГОЧС,

        Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах: повседневной дея­тельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации.

        Система СНЛК включает:

        • Всероссийский центр наблюдения и лабораторного контроля МЧС России;
        • академические и отраслевые научно-исследовательские учреждения;
        • кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологическо­го, химического, токсикологического, ветеринарного, агрохимического и фи-топатологического профилей;
        • территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды;
        • специализированные инспекции аналитического контроля;
        • авиа- и гидрометеорологические станции и посты;
        • специализированные комбинаты «Радон»;
        • Российский республиканский информационно-аналитический центр госсан­эпидслужбы;
        • центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора иа воз­душном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);
        • территориальные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
        • центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-санитарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России;
        • сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно-эпидемио­логического надзора иа железнодорожном транспорте МПС России (ЦСЭН);
          • проектио-изыскательские центры и станции агрохимической службы, центры химизации и сельскохозяйственной радиологии, агрохимические лаборатории;
          • станции защиты растений;
          • пункты сигнализации и прогнозов проявлений и развития вредителей и бо­лезней сельскохозяйственных растений;
          • пограничные пункты по карантину растений;
          • производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;
          • химико-радиомстричсскис лаборатории гражданской обороны;
          • посты радиационного и химического наблюдения,

          Головные учреждения СНЛК (наиболее подготовленные к выполнению задач) явля­ются подразделениями повышенной готовности со сроком приведения в готовность 8 ч,

          Основной задачей Федерального Центра Госсанэпиднадзора Минздрава России является участие в разработке и проведении мероприятий по обеспечению лабора­торного контроля и экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность возбудителями инфекционных заболеваний, а также оказание методи­ческой помощи учреждениям санитарно-эпидемиологического надзора в ЧС мирного и военного времени.

          На республиканские, краевые, областные, портовые, городские, районные 1-й категории ЦГСЭН России и соответствующие им ЦСЭН на железнодорожном транс­порте МПС России, центры санитарно-эпидемиологического надзора и медико-сани­тарные части Федерального управления медико-биологических и экстремальных про­блем при Минздраве России возлагается:

          • проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового пора­жения силами создаваемых на базе ЦГСЭН (ЦСЭН, МСЧ) формирований (групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов и др.);
          • установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний в ЧС мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питье­вой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и тру­пов людей (специфическая индикация);
          • осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для республиканских, краевых и областных ЦГСЭН);
          • проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пище­вого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, с выдачей заклю­чения о пригодности их к использованию по назначению;
          • измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
          • определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах про­довольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;
          • установление радионуклидного состава исследуемых проб (кроме районных ЦГСЭН);
          • определение на контролируемых объектах загрязненности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья ОВ и АОХВ;
          • руководство работой нижестоящих звеньев ЦГСЭН па подведомственной территории и оказание им методической помощи,

            Основными задачами городских, районных ЦГСЭН 2-й и 3-й категории Госсан­эпиднадзора России и соответствующих им ЦСЭН иа железнодорожном, водном и воздушном транспорте являются:

            • проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой тер­ритории;
            • установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружаю­щей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей в ЧС мирного времени;
            • исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продоволь­ствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбу­дителями;
            • измерение мощности доз радиоактивного излучения иа местности в районе расположения учреждения;
            • установление наличия в объектах окружающей среды ОВ, АОХВ, проведе­ние их предварительной идентификации;
            • отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных РВ, ОВ, АОХВ и зараженных БС, доставка их в головные ЦГСЭН для лабораторных исследований и проведения сани­тарной экспертизы.

            Основной задачей Противочумного центра Госсанэпиднадзора России является мето­дическое руководство деятельностью противочумных станций по вопросам особо опасных природио-очаговых инфекционных заболеваний в ЧС мирного и военного времени.

            Основными задачами противочумных станций и их отделений являются:

            • проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах бактериально­го заражения;
            • осуществление идентификации штаммов микроорганизмов бактериальной группы, выделенных из различных проб в результате проведения специфиче­ской индикации;
            • при получении сомнительных результатов доставка в соответствующий центр специфической индикации проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также материалов, взятых от больных и трупов;
            • измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;
            • установление наличия в окружающей среде ОВ и проведение индикации.

            Учреждения гидрометеорологических станций, входящие в СНЛК, агрохимические лаборатории, объектовые лаборатории некоторых министерств и ведомств осуществляют:

            • определение уровней гамма-излучения на местности в районе своих площа­док размещения;
            • количественный и качественный лабораторный контроль за загрязненностью АОХВ почвы, растений и продуктов растениеводства, открытых водоемов;
            • проведение разведки в зонах химического и радиоактивного загрязнения па объектах сельского хозяйства;
            • выявление характера эпидемического очага.

            В ведомственных лабораториях министерств, отвечающих за пищевую, мясную и молочную промышленность, рыбное хозяйство, и других осуществляют паблюдс-

            ние и лабораторный контроль за загрязненностью опасными для людей и животных веществами государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки, пищевого сырья, пищевых продуктов, государственных резервов продовольственных товаров, изготовляемых, перерабатываемых и хранящихся на подведомственных предприяти­ях, складах и базах. Эти же лаборатории выдают заключение на их реализацию. Кро­ме того, они определяют полноту дезактивации, дегазации и дезинфекции пищевого сырья, полуфабрикатов и пищевых продуктов.

            Химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны проводят радиа­ционную, химическую, неспецифическую бактериологическую разведку в зонах за­ражения (загрязнения), индикацию ОВ, АОХВ, в том числе компонентов ракетного топлива, участвуют в подготовке специалистов производственных (объектовых) ла­бораторий, включенных в СНЛК.

            Посты радиационного и химического наблюдения на предприятиях мини­стерств, государственных комитетов и ведомств осуществляют наблюдение в ЧС мирного и военного времени для своевременного обнаружения в объектах окружаю­щей среды РВ, ОВ и АОХВ и их индикацию техническими средствами.

            В случае необходимости перебазирования формирований службы санитарно-эпидемиологического надзора в места их нового размещения в районе ЧС все лабора­тории должны прибыть в короткие сроки и развернуть функциональные подразделе­ния для работы. Для этого необходимо заранее предусмотреть выделение палаточно­го фонда или лабораторий на автомобилях. В случае невозможности развертывания лабораторий и организации их работы в зонах ЧС индикация должна проводиться в лаборатории по месту ее постоянного расположения или в сохранившихся пригодных помещениях.

            При комплектовании лаборатории для индикации временно могут быть исполь­зованы специалисты местных центров санитарно-эпидемиологического надзора и объектовых лабораторий, Для проведения микробиологических исследований лабо­ратория должна иметь: начальника лаборатории — бактериолога, 4-5 врачей-бакте­риологов, 2 врачей-вирусологов, 6-7 лаборантов, 2-3 санитаров (препараторов), тех­ника-механика,

            В токсико-химических и радиологических лабораториях используется существую­щий штат, но не менее 2-3 врачей соответствующего профиля в каждой лаборатории,

            В соответствии со схемой лабораторных исследований в учреждениях и форми­рованиях центров санитарно-эпидемиологического надзора, центров гигиены и эпи­демиологии ежедневно можно исследовать до 25-30 микробиологических проб, 48­50 — токсико-химических, 90-100 — радиологических,

            После доставки проб из эпидемического очага определяется вид бактерий. Для этого требуется выдать предварительный ответ через 1-3 ч, а окончательный — через 12-48 ч,

            Учреждения, в том числе ЦГСЭН, СЭО, СПЭБ, должны иметь следующий ком­плект документации:

            • ведомственное Положение (Инструкцию) о работе СНЛК;
            • план перевода учреждений с мирного на военное положение;
            • план подготовки и развития учреждения СНЛК на текущий год и на перспективу;
            • схему оповещения, сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
            • перечень функциональных обязанностей специалистов учреждений;
            • перечень особо опасных заболеваний и поражений людей, сельскохозяйст­венных животных и растений;
              • перечень АОХВ, вырабатываемых иа химических предприятиях и хранящих­ся на территории объекта и региона;
              • перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;
              • инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологическо­го (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядке оповещения о за­ражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
              • инструкцию о порядке передачи информации о заражении (загрязнении) объ­ектов окружающей среды со схемой связи;
              • методики отбора проб и проведения исследований иа загрязненность РВ, ОВ, АОХВ и зараженность БС, определенных Перечнем особо опасных заболева­ний и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений;
              • нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно-допус­тимых концентраций ОВ и АОХВ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье для мирного и военного времени;
              • карту (схему) контролируемого района для отображения радиационной, хи­мической и биологической (бактериологической) обстановки;
              • журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
              • журнал радиационного, химического и биологического (бактериологическо­го) наблюдения (разведки);
              • инструкцию по мерам безопасности при работе с пробами, загрязненными РВ, ОВ, АОХВ и зараженными БС;
              • переговорные таблицы, табели срочных донесений для передачи информа­ции по подчиненности и в территориальный штаб по делам ГОЧС.

              Готовность учреждений СНЛК к решению возложенных на нее задач обеспечи­вается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения отделов, ла­бораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами и методика­ми. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководите­ли учреждений СНЛК,

              Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится мини­стерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласо­ванным с МЧС России. В целях совершенствования ее учреждений ежегодно плани­руются и проводятся учения и тренировки.