Основные задачи Единой Государственной системы РСЧС

Основные задачи Единой Государственной системы РСЧС

  1. Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС.
  2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направляемых на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций (далее именуется учреждения) независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального значения (далее именуется объекты) в ЧС.
  3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС (далее именуются силы и средства).
  4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области населения и территорий от ЧС.
  5. Подготовка населения к действиям при ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
  6. Создание резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС.
  7. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС.
  8. Ликвидация ЧС.
  9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
  10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации.
  11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС объединяет:

  • органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • организация, в полномочия, которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

 

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

федеральный;

региональный;

территориальный;

местный;

объективный.

Территориальные подсистемы ЕГСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и  состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы ЕГСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Каждый уровень ЕГСЧС имеет:

  • координирующие органы;
  • постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
  • органы повседневного управления (руководства);
  • силы и средства;
  • резервы финансовых и материальных ресурсов;
  • системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами ЕГСЧС являются:

  • на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.
  • на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской, — региональные центры по борьбе ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • на территориальном уровне, охватывающим территорию субъекта РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления.
  • на объектовом уровне, охватывающем территорию объекта или организации соответственно – объектовые комиссии по ЧС.

 

Состав сил и средств РСЧС

Важнейшей составной частью государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля  и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. К ним относятся силы и средства органов государственного надзора, гидрометеослужбы, ветеринарной службы и др.

Благодаря их деятельности предупреждается определенная часть катастроф, прогнозируется их возможное возникновение, об их угрозе оповещаются органы управления и население.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

  • войска гражданской обороны;
  • поисково-спасательную службу МГОЧС России;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
  • противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
  • учреждения и формирования служб медицины катастроф (МЗСР, МО, МВД, МПС ) и многие другие.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций используются эшелонировано.

В первом эшелоне принимают участие:

— ведомственные подразделения спасателей;

— противопожарные подразделения;

— подразделения скорой медицинской помощи.

Срок их прибытия в район бедствия не более 30 мин.

 Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой помощи пораженным.

Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, то во втором эшелоне принимают участие:

— аварийно-спасательные подразделения войск гражданской обороны;

— специализированные подразделения службы медицины катастроф (ожоговые, инфекционные, травматологические и др.);

— подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объеме, то в третьем эшелоне принимают участие:

— войска гражданской обороны с тяжелой техникой;

— соединения и воинские части Вооруженных Сил;

— специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия от 3 ч. до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичной жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т.п.).

Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена РСЧС, той территориальной и функциональной подсистемы, на территории или объектах которых они возникли. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что территориальная или ведомственная комиссия по чрезвычайным ситуациям не может самостоятельно справиться с ее ликвидацией, она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Финансирование РСЧС, её подсистем и звеньев осуществляется за счет специальных фондов, выделяемых соответственно из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Распорядителями указанных фондов являются МГОЧС России и соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям.

В составе сил и средств ЕГСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентов РФ.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

Информационное обеспечение функционирование РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

— центр управления в кризисных ситуациях МРФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

— информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

— региональные информационно-управляющие центры;

— информационно-управляющие центры органов управления по делам ГО и ЧС субъектов РФ;

— абонентские пункты местных органов управления по делам ГО и ЧС;

— информационные центры организаций;

— средства связи и передачи данных.