кабинет здорового ребенка

кабинет здорового ребенка

Положение о кабинете профилактической работы с детьми (кабинете здорового
ребенка) было представлено еще в Приказе
от 19.01.1983 №60 Министерства здравоохранения
СССР «О дальнейшем совершенствовании
амбулаторно-поликлинической помощи детскому
населению в городах» (в ред. приказа от 05.05.1999
№60 Министерства здравоохранения РФ) и дей-
ствует до настоящего времени, а его деятельность
осуществляется на основе методических рекомендаций «Организация работы кабинета здорового
ребенка в детской поликлинике», утвержденных
приказом Министерства здравоохранения СССР от
23.03.1987 №11-11/6-25 и действующих до настоящего времени.

Согласно приказу кабинет здорового ребенка
организуется в составе детской городской поликли-
ники (отделения) для осуществления профилакти-
ческой работы со здоровыми детьми раннего возраста. В нем работает фельдшер или медицинская
сестра, прошедшие подготовку по профилактической работе с детьми и просветительской работе с населением. Руководство работой кабинета осуществляет заведующий одним из педиатрических
отделений. Медицинский персонал кабинета здорового ребенка работает под контролем главной (старшей) медицинской сестры детской городской поликлиники (отделения).

Задачи

Основными задачами кабинета здорового
ребенка согласно приказу являются:

  • пропаганда здорового образа жизни в семье;
  • обучение родителей основным правилам воспитания здорового
    ребенка (режим, питание, физическое воспитание,
    закаливание, уход и др.);
  • санитарное просвещение
    родителей по вопросам гигиенического воспита-
    ния детей,
  • профилактики заболеваний и отклоне-
    ний в развитии ребенка.

Функции кабинета здорового ребенка

 

(персонала кабинета здорового ребенка):

  • оказание
    помощи участковым врачам-педиатрам в проведении организуемых в кабинете занятий школ молодых матерей, отцов;
  • проведение индивидуальных и
    коллективных бесед с родителями детей раннего
    возраста, выдача им памяток и методической лите-
    ратуры по вопросам охраны здоровья ребенка;
  • обучение родителей методике ухода за детьми, органи-
    зации режима дня, возрастным комплексам массажа,
    гимнастики, проведению закаливающих процедур,
    технологии приготовления детского питания, правилам введения докорма и прикорма;
  • проведение работы по профилактике рахита у детей (выдача
    витамина Д на дом или его дача в кабинете, поста-
    новка пробы Сулковича по назначению врача);
  • проведение индивидуальной подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
  • обучение участковых медицинских сестер вопросам профилакти-
    ческой работы с детьми, методике массажа, гимнастики, закаливающих процедур;
  • информирование
    участковых врачей-педиатров и медицинских сестер
    о выявленных нарушениях в развитии ребенка и
    ошибках, допускаемых родителями в уходе за деть-
    ми;
  • осуществление связи с домом санитарного про-
    свещения (в настоящее время – с Центрами меди-
    цинской профилактики и Центрами здоровья) с
    целью изучения и распространения новых материа-
    лов по вопросам развития и воспитания здорового
    ребенка;
  • комплектация материалов для оформления
    кабинета, соответствующей обучающей литературы,
    таблиц, плакатов, пособий, памяток, выставки по
    основным вопросам профилактической работы со
    здоровым ребенком;
  • ведение необходимой рабочей
    документации и учет инструктивно-методических
    материалов по развитию и воспитанию детей ран-
    него возраста .

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАБИНЕТА
ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Занятия «Уход за новорожденным ребенком
в семье»

■ гигиена «уголка» ребенка в семье
■ предметы ухода за ребенком
■ правила ухода за ребенком (ежедневные гигие-
нические процедуры, купание ребенка; уход за ко-
жей и пупочной ранкой; свободное пеленание; ре-
жим дня)
вскармливание новорожденного (роль грудного
вскармливания в формировании здоровья ребенка;
искусственное вскармливание)
■ влияние вредных факторов на здоровье ребен-
ка (недопустимость вредных привычек в семье: ку-
рение, алкоголь, прием наркотических и токсиче-
ских веществ)
■ советы и обучение выполнению медицинских
рекомендаций (приемы массажа и элементы гимна-
стики у новорожденного; техника измерения тем-
пературы; закапывание капель в нос, уши, глаза;
постановка очистительной клизмы и введение га-
зоотводной трубки; пользование грелкой, примене-
ние согревающих компрессов; подготовка и техни-
ка дачи лекарств при назначении врача, опасность
самолечения).

Краткие рекомендации к проведению занятий

ЗАНЯТИЕ 1. «Ежедневные гигиенические
процедуры, купание ребенка».Рекомендации родителям

Утренние ежедневные манипуляции начина-
ются с подмывания ребенка.
Вымойте руки с мылом. Распеленайте ребенка на
пеленальном столике.
Подмойте малыша.
Мальчиков и девочек подмывают по-разному.
Подмывание мальчика
1. Снимая использованные подгузники, задержи-
тесь на несколько секунд – как раз в это время у
мальчиков часто происходит мочеиспускание. На
открытом воздухе мочеиспускание может произой-
ти несколько раз подряд, поэтому держите под
рукой специальную пеленку, чтобы не повторять
сначала всю процедуру.
2. Удалите остатки фекалий с помощью увлажнен-
ных детских салфеток.
3. Другой салфеткой (или кусочком ваты, смочен-
ным в теплой кипяченой воде) тщательно протрите
все складки верхней части ног, область вокруг гени-
талий, яички и пенис, чтобы удалить все остатки
мочи и фекалий. Очищая пенис, приоткрывайте
головку.
Почти у всех детей в течение первого года жизни
крайняя плоть плотно прилегает к головке пени-
са. К 2-м годам жизни у 50% мальчиков, а к 3-м
годам – у 90% мальчиков крайняя плоть начинает
полностью отодвигаться назад и тогда ее оття-
гивание назад и очищение складки должно стать
для малыша обычной гигиенической процедурой.
Протрите анальное отверстие и ягодицы чистым
кусочком ваты или смоченным в теплой воде. После
этого вымойте руки.
Подмывание девочки
Снимите использованные пеленки или подгузник.
Удалите остатки фекалий с помощью увлажненных детских салфеток (или влажной марли), в направлении к анальному отверстию.
Другой салфеткой (или кусочком ваты, смоченным
в теплой воде) тщательно протрите все складки
верхней части ног.
Разведите ножки малышки. Раскройте большие
половые губы и увлажненным ватным шариком
осторожно протрите между ними по направлению
спереди назад, чтобы избежать попадания микро-
бов из анального отверстия в промежность.
Вы заметите, что между вульвой и наружными
половыми губами собираются выделения, это
место нужно промывать. Нормальные белые выде-
ления из влагалища обычно скапливаются между
малыми губами и входом во влагалище, их тро-
гать не нужно.
4. Протрите анальное отверстие чистым кусочком
ваты. После этого вымойте руки.
2 вариант подмывания (под струей воды из крана)
Девочек подмывают спереди назад во избежание
загрязнения и инфицирования мочеполовых путей.
Мальчиков подмывают в направлении от ягодиц к
промежности.
Прежде чем надевать подгузник, оставьте ребенка
на некоторое время без одежды. Пусть он свобод-
но подвигает ножками, а его кожа «подышит» на
воздухе.

Кабинет здорового ребенка организуется в составе детской городской поликлиники (отделения) для осуществления профилактической работы
со здоровыми детьми раннего возраста. В нем работает фельдшер
или медицинская сестра, прошедшие подготовку по профилактической
работе с детьми

Вечерние манипуляции. Купание ребенка
Купать малыша лучше вечером. С помощью специ-
альной подставки ванночку можно закрепить на
бортиках «взрослой» ванны и Вам не придется во
время купания стоять в неудобной позе. А для купа-
ния ребенка в обычной ванне удобны и специальные,
фиксирующие тело «креслица» с подголовником.
Обычно рекомендуют не купать ребенка до зажив-
ления пупочной ранки. На самом деле мало проти-
вопоказаний для купания малыша сразу после воз-
вращения из родильного дома. Можно купать его
даже если корочка с пупочной ранки еще не отпала,
но при условии, что пупок чистый (отсутствуют
выделения), а ванночка идеально вычищена и
используется только для этой цели.
За несколько часов до купания осмотрите кожу
головы ребенка и при наличии себорейных коро-
чек размягчите их, смазав детским маслом для
ухода за кожей (после купания нужно расчесывать
волосы малыша и размягченные корочки малыша
постепенно будут исчезать).
Подготовьте все, что понадобится, чтобы не отхо-
дить от малыша во время купания.
1. Вымойте ванночку (лучше всего с использовани-
ем питьевой соды) и заполните водой на 1/2 или 1/3
объема. Вначале налейте холодную, затем горячую
воду, кипятить ее не обязательно, при желании
можете воспользоваться фильтрами для воды, а пока
не заживет пупочная ранка, добавляйте 5 капель
приготовленного в аптеке 5% раствора марганцево-
кислого калия (KМnO4) на детскую ванну.
2. Измеряя температуру воды водным термометром,
фиксируйте показания, не вынимая его из воды.
Температура воды должна быть не выше 37 °С.
3. Малыша перед купанием подмойте.
4. Зафиксируйте ребенка левой рукой, охватив
кистью руки его левую подмышечную область.
Четыре пальца расположите в подмышечной впади-
не, большим пальцем охватите плечо сверху и сна-
ружи, затылок и голова ребенка должны опираться
на Ваше предплечье. Большим и средним пальцами
правой руки охватите ножки ребенка на уровне
голеностопных суставов, указательный палец поме-
стите между ними.
5. Медленно погрузите ребенка в ванночку: сначала
ягодицы, затем нижние конечности и туловище.
Это положение обеспечивает наибольшее рассла-
бление мышц. При первых гигиенических ваннах
новорожденного опускайте в воду завернутым в
пеленку. Ножки после погружения оставляйте свободными, голову и туловище продолжайте поддер-
живать левой рукой. Правая рука остается свобод-
ной для мытья ребенка. Уровень погружения в воду
должен доходить до сосков, верхняя часть груди
остается открытой.
В качестве топических средств,
способствующих быстрому заживлению
и восстановлению защитных свойств
кожи, применяются мази и кремы на
основе дексапантенола. Декспантенол
– производное пантотеновой кислоты.
Пантотеновая кислота –
водорастворимый витамин группы В –является составной частью
кофермента А. Стимулирует регенерацию кожи, нормализует клеточный метаболизм, увеличивает прочность коллагеновых волокон
6. Для купания малыша Вам будут нужны две или три
варежки из мягкой ткани (их можно кипятить).
7. Вначале вымойте голову специальным детским
шампунем, от лба к затылку, затем шею, подмышеч-
ные области, верхние конечности, грудь, живот,
нижние конечности. Тщательно промойте есте-
ственные складки. Последними обмойте половые
органы и межъягодичную область. Но можно мыть
голову и в конце купания.
8. Извлеките ребенка из воды в положении лицом
книзу.
9. Ополосните тело и вымойте лицо водой из кувши-
на. Кувшин должен держать помощник. Температура
воды для ополаскивания может быть ниже на 0,5
градуса.
10. Набросьте на ребенка полотенце с капюшоном
и положите на пеленальный стол. В первые недели
жизни у малыша очень нежная кожа, не трите его,
а обсушивайте, промакивая махровым полотенцем
из пористой ткани, хорошо впитывающей в себя
влагу. Отдельно высушите все складки на коже, под-
мышечную, шейную, паховую, пупочную области.
11. Покрасневшие участки кожи промывайте с осо-
бой осторожностью водой. Для просушивания этих
областей можно использовать теплый фен.
Для ухода за кожей малыша лучше пользоваться
средствами какой-либо одной выбранной космети-
ческой серии.

ЗАНЯТИЕ 2. «Уход за кожей малыша»

Адекватный уход за кожей включает:
■ проведение воздушных ванн;
■ своевременный туалет кожи (удаление продук-
тов жизнедеятельности, подмывание, купание);
■ применение одноразовых, влагопоглощающих
подгузников, достаточная частота их смены;
■ использование при купании мыла не чаще 1
раза в 5–7 дней, в небольших количествах. При под-
мывании ребенка допустимо применять мыло толь-
ко в тех случаях, когда имеется сильное загрязнение
кожи каловыми массами. При этом лучше исполь-
зовать виды детского мыла, содержащие «смягчаю-
щие» компоненты (оливковое масло, масло какао
или пальмовое масло) и травяные экстракты (кален-
дула, ромашка, тысячелистник и др.). Недопустимо
применение у детей раннего возраста сортов мыла
с антисептическими добавками, т. к. это может при-
водить к нарушению нормальной микрофлоры ко-
жи, сухости, что делает кожные покровы уязвимыми
и легко повреждающимися (поэтому важно исполь-
зовать увлажняющие крема, лосьоны или масла);
■ обработка, особенно после мытья с мылом, ко-
жи малыша специальным увлажняющим маслом,
лосьоном (содержащим насыщенные жирные кис-
лоты, а также травяные экстракты календулы, арни-
ки, ромашки);
■ применение «барьерного» крема при каждой
смене подгузника (хороший эффект доказан при
использовании крема или мази на основе декспан-
тенола – Д-Пантенол и др.);
■ регулярный прием препаратов витамина D. При
рахите у детей могут отмечаться повышенная пот-
ливость и нарушения структуры кожи.

ЗАНЯТИЕ 3. «Пеленочный дерматит у детей
раннего возраста»

Пеленочный дерматит (ПД) – это воспалительные
изменения кожи в паховой и/или ягодичной обла-
стях («под подгузником»), чаще всего развивающие-
ся из-за нарушений гигиенического ухода [2].ПД встречается у детей первого года жизни с часто-
той, по данным разных авторов, от 35 до 50%, а у
более старших детей – значительно реже, что связано
как с «дозреванием» защитных функций кожи и при-
обретением ребенком гигиенических навыков [2, 6].
Одной из причин появления ПД или недостаточно-
го эффекта терапии являются отрывочные знания
врачей и родителей по профилактике ПД и соблю-
дению правил ухода за кожей детей.
Анатомо-физиологические особенности кожи
ребенка. Тонкий слой эпидермиса у детей первого
года жизни, его повышенная влажность, слабая
соединительно-тканная связь эпидермиса и дермы,
недостаточная функция потовых желез, высокий
уровень васкуляризации кожных покровов опреде-
ляют у детей раннего возраста легкую ранимость
кожи и способствуют очень быстрому развитию в
ней воспалительных изменений.
Почему возникает ПД? Много лет назад исследо-
ватели указывали, что ПД развивается только в тех
случаях, когда имеет место длительное воздействие
на кожу ребенка мокрых и загрязненных пеленок –
это и определяло название данного заболевания;
при этом считалось, что основным повреждающим
фактором является аммиак, присутствующий в
загрязненных пеленках. В дальнейшем было дока-
зано, что ПД развивается циклически и его возник-
новение связано с комплексным воздействием раз-
личных провоцирующих и повреждающих факто-
ров на каждом из этапов заболевания.
То есть можно сказать, что ПД – это заболевание,
в патогенезе которого существенную роль играют
не только непосредственно повреждающие, но и
предрасполагающие факторы.
К повреждающим факторам относятся: механиче-
ские (трение, повышенная влажность), химические
(ферменты кала и бактерий, продукты расщепле-
ния мочевины) и микробные; а провоцирующими
факторами при этом могут быть как сопутствую-
щие заболевания (диарейный синдром, иммуноде-
фицитные состояния, атопический дерматит и др.),
так и нарушения гигиенического ухода за кожей
(редкая смена подгузников, отказ от купания, непра-
вильная обработка кожи и т. д.).Преобладание и выраженность тех или иных
причин, провоцирующих и предрасполагающих
факторов, а также индивидуальные особенности
ребенка (возраст, конституция, сопутствующая
патология и др.) во многом влияют на особенности
течения ПД и определяют необходимость диффе-
ренцированного подхода к выбору лечебно-
профилак тических мероприятий в каждом кон-
кретном случае .

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПД

ПД – это циклический процесс. На первом этапе
происходит усиление повреждающего воздействия
на кожу физических, химических и микробных
факторов за счет длительного контакта кожи с
«мокрыми пеленками», что приводит к повышению
ее влажности, усилению «трения» и к механическо-
му повреждению. Возрастает проницаемость кожи
и повышается чувствительность к другим повреж-
дающим факторам (химическим, микробным),
например к энзимам кала (липаза, протеаза).
Неблагоприятное влияние пищеварительных энзи-
мов может усилиться, если на кожу одновременно
воздействуют кал и моча. Из мочевины мочи под
действием уреазы, синтезируемой микробами кала,
образуется аммиак, что в свою очередь способству-
ет увеличению активности ферментов кала (проте-
аза и липаза) и их токсическому воздействию на
кожу вплоть до размножения на ее поверхности
микроорганизмов (в частности, Candida albicans и
Brevi bacterium ammoniagenes) [3]. В результате этого
воспаление кожи «под подгузником» дополнитель-
но усиливается инфекционным компонентом, что
не может не сказаться на степени ее выраженности
и клинических проявлениях.
Клинические проявления ПД. Выделяют три
степени тяжести заболевания – легкую, среднюю и
тяжелую.
Легкая степень: легкая гиперемия и/или единич-
ные элементы мелкой макуло-папулезной сыпи;
воспалительные изменения носят ограниченный
характер и локализованы преимущественно в обла-
сти промежности (вокруг естественных отверстий),
а также в области ягодиц и верхней трети бедер.
Средняя степень: выраженная ги пере мия, лока-
лизованная инфильтрация в месте повреждения,
рас простра нен ная папулезная сыпь, редкие пусту-
лы и эрозии. На этой стадии заболевания возрас-
тает роль микробного воспаления и инфекцион-
ных осложнений.
Тяжелая степень (развивается при продолжительном течении заболевания) – образуются
обширные инфильтраты, папулы, пузырьки, мокнутие, глубокие эрозии, изъязвления, увеличивается
область поражения.
Наиболее часто легкая форма трансформируется в средне-тяжелую и тяжелую формы у детей с не благоприятным преморбидным фоном (диарейный синдром, грибковая инфекция, дефицит витаминов – особенно группы В, микроэлементов –
цинк), а также у пациентов с аллергическим и/или
себорейным дерматитом .
Некоторые зарубежные исследователи выделяют в течении ПД стадии: 1 стадия – нарушение
защитной функции рогового слоя эпидермиса; 2 –
утрата кожей барьерной функции (по защите от
инфекционных патогенов); 3 – нормализация
состояния кожных покровов .

Осложнения ПД.

Серьезные осложнения – это
различные формы гнойно-воспалительного про-
цесса (абсцессы, инфильтраты, импетиго), часто
сопровождающиеся температурной реакцией,
интоксикацией в виде нарушения аппетита, сна,
характера стула, гипотрофии. Наиболее частым воз-
будителем при этом является золотистый стафило-
кокк. Но практически во всех случаях осложненно-
го ПД обнаруживают грибковую флору – в этом
случае воспаление проявляется яркой гиперемией
кожи в области паховых складок, ягодиц, гениталий;
появлением папул, везикул, которые быстро распро-
страняются, образуя обширные области поражения,
а в тяжелых случаях – эрозии и изъязвления.
ПД оказывает негативное влияние на состояние
нервной и психической сферы ребенка. Об этом
также должны знать родители. Так, раздражение и
зуд кожи приводят к беспокойству, повышенной
раздражительности ребенка, негативным эмоциям
и нарушениям сна, а также к нарушениям сосуди-
стой регуляции у детей.

Лечение ПД

– это:
■ устранение имеющихся нарушений со стороны
кожных покровов и других органов и систем (ЦНС
и др.);
■ использование различных кремов и ма-
зей (содержащих 5% декспантенол – например,
Д-Пантенол, оксид цинка и другие субстанции);
■ применение воздушных ванн (для аэрации по-
раженной ПД поверхности) и лечебных ванн с от-
варами различных трав (ромашка, чистотел и др.);
■ физиотерапия: светолечение (фототерапия тра-
диционная и селективная — последняя только при
отсутствии признаков инфицирования ПД);
■ при появлении инфицирования кожных покро-
вов – назначение антибактериальных и противо-
грибковых средств для местного применения.
ПД не является аллергическим заболеванием,
по этому прием антигистаминных препаратов и
использование содержащих кортикостероиды
мазей и кремов при этом патологическом состоянии не показаны. По завершении терапии ПД следует продолжить профилактическое применение
барьерных кремов.
В качестве топических средств, способствующих
быстрому заживлению и восстановлению защитных
свойств кожи, применяются мази и кремы на основе
декспантенола. В состав мази и крема Д-Пантенол
входит действующее вещество декспантенол
5%-ный, а также вспомогательные вещества, благодаря которым создается адекватный барьер для
влаги при нанесении мази и крема на кожу с целью
профилактики и лечения ПД. Действующее веще-
ство – декспантенол – провитамин пантотеновой
кислоты (синоним – витамин В5) – является состав-
ной частью коэнзима А, участвующего во многих
ферментативных реакциях аэробного метаболизма
клеток. Во-первых, коэнзим А, выполняя функции
промежуточного переносчика ацильных групп, спо-
собствует образованию ацетил–КоА с последующей
инициацией эффективного окислительного расще-
пления углеводов и жирных кислот, благодаря чему
образуется АТФ . Таким образом, декспантенол является одним из обязательных компонентов, позволяющих нормально функционировать сложной системе клеточной биоэнергетики и метаболизма. Во-вторых, декспантенол, входящий в состав
препарата Д-Пантенол, быстро превращается в клетках кожи в пантотеновую кислоту, которая играет
важную роль в заживлении поврежденных кожных
покровов. Показано, что препарат усиливает метаболическую активность клеток кожи, стимулируя
процессы регенерации. Благодаря этому быстро
восстанавливается поврежденный эпидермис и нормализуется его барьерная функция. Высокая клиническая эффективность подтверждена рядом клинических исследований . При использовании мази или крема Д-Пантенол также необходимо учитывать отсутствие у него антибактериального и противовирусного действия.