АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

В младшем школьном возрасте изменяются ба-юиые механизмы ор­ганизации всех физиологических И психофизиологических функций, увеличивается напряжение адаптационных процессов. Происходит из­менение всей жизни ребенка — появляются новые контакты, новые ус­ловия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требова­ния и так далее. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующим опытом, тре­бует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов.

Интеллектуальные и эмоциональные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением оп-

 

ределенной позы при работе в классе. Статическая нагрузка для детей 6-7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточ­но развитых у детей этого возраста, и длительное статическое напряже­ние мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев).

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

Она представляет собой довольно длительный этапный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Этапы адаптации к школе

  • Первый этап — ориентировочный (фаза острой адаптации), когда
    на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом системати­
    ческого обучения, дети отвечают бурной реакцией и значительным нап­
    ряжением практически всех систем организма. Эта «физиологическая
    буря» длится достаточно долго (от 10 дней у здоровых детей до 2-3-х
    нед и более у детей, имеющих морфофункциональные отклонения). На
    первом этапе, ни о какой экономии ресурсов организма говорить не
    приходится, организм тратит все, что есть, поэтому так важно помнить,
    какую высокую «цену» платит каждый ребенок в этот период.
  • Второй этап — неустойчивое приспособление (фаза подострой
    адаптации), когда формируются оптимальные или близкие к оптималь­
    ным варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе эта «цена»
    снижается, «буря» начинает затихать.
  • Третий этап — период относительно устойчивого приспособления
    (компенсаторная фаза), когда организм находит наиболее оптимальные
    варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения
    всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умствен­
    ная работа но усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую
    испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психоло­
    гическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, каж­
    дая из систем организма реагирует напряжением. Длительное же функ­
    циональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление
    могут привести к нарушению здоровья.

Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 нед, т.е. этот пе­риод продолжается до 10-15 октября. Наибольшие сложности возника­ют на 1-4-й нед.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпатоад-реналовой систем, а также низким показателем координации (взаимо-

 

действия) различных систем организма между собой. По интенсивнос­ти и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагру­зок.

Только на 5—6-й нед обучения постепенно повышаются и становят­ся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается нап­ряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступа­ет относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагру­зок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фа­за (относительно устойчивого приспособления) затягивается до 16 нед. И хотя считают, что период острой физиологической адаптации орга­низма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й наделе обучения, весь первый год учебы (если сравнить его со следующими периодами обуче­ния) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма ребенка.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Успешность процесса адаптации во многом определяется состояни­ем здоровья ребенка. Течение адаптации у первоклассников, прежде всего, оценивают по выраженности и продолжительности невротичес­ких явлений. Их отсутствие или слабая выраженность в течение первой четверти учебного года свидетельствует о благоприятном течении (лег­кое течение) адаптации. Умеренная выраженность невротических реак­ций, а также появления ОРВИ с легким течением на протяжении полу­годия с дальнейшим ослаблением невротических проявлений к концу учебного года — адаптация средней степени тяжести. 11ри значительной выраженности симптоматики, близкой к неврозу, возникновении нару­шений психического здоровья, которые проявляются в виде различных страхов, нарушений сна, аппетита, чрезмерной возбудимости или, нао­борот, вялости, заторможенности, появлением хронических заболева­ний свидетельствуют о неблагоприятной (тяжелое течение) адаптации. Эти нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно, по-видимому, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое протекание адаптации свидетельствует о чрезмерности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника.

Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, свя­занное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первых 2-х мес обучения. Почти у всех детей в

 

начале школьных занятий наблюдают двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение ап­петита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Безусловно, дети, посещав­шие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «до­машние», непривычные к длительному пребыванию в детском коллек­тиве и режиму организованного учреждения.

Одним из основных критериев, характеризующих успешность адап­тации к систематическому обучению, выступает состояние здоровья ре­бенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физичес­ким развитием. Тяжелее всех адаптируются дети, родившиеся при пато­логии беременности и родов, дети, перенесшие черепно-мозговые трав­мы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболева­ниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. Общее ослабление ребенка, любое заболевание, как острое, так и хрони­ческое, задержка функционального созревания служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспо­собности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение ус­пешности обучения.

Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить улучшение динамики работоспособности на протяжении первых меся­цев обучения, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений по­казателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного мате­риала. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются I изменения в поведении детей. Это может быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот, заторможенность, деп­рессия. Может возникать (особенно при неблагоприятных ситуациях) чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка, как правило, отражают особенности психологической адапта­ции к школе.

Проявления психологической дезадаптации в условиях школы

  • Неуспеваемости в учебной деятельности.
  • Нарушение поведения.

■ Открытые формы нарушения поведения (расторможенность, аг­рессивность, неумение строить свое поведение в соответствии с требованиями социума, нарушение общепринятых норм и пра­вил поведения).

 

■ Скрытые формы нарушения поведения (нарушение межлично­стных отношений со сверстниками, замкнутость, тревожность, напряженность, боязливость и др.).

Социально-психологическая адаптация детей к школе может прохо­дить по-разному. Одни адаптируются к школе в течение первых 2-х ме­сяцев обучения, т.е. примерно за тот же период, когда проходит и наи­более острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быст­ро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполня­ют все требования учителя. Иногда у них отмечают сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще труд­но выполнять все требования правил поведения; хочется побегать на пе­ремене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, и др. Но к концу октября эти трудности, как правило, нивелируются, отношения нормализуются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом — он становит­ся учеником. У других детей период адаптации более длительный, пе­риод несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми — они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обида­ми. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стано­вятся адекватными требованиям школы, учителя.

У части детей, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, отмечают негативные формы поведения, резко проявляются отрицательные эмоции, они не усваива­ют учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, дети, родители: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Необходимо обратить особое внимание на го, что за одинако­вым внешним проявлением негативных форм поведения, или, как обычно говорят, плохим поведением ребенка, могут скрываться самые разные причины.

Успешность и безболезненность адаптации ребенка к школе связа­ны, в первую очередь, с его готовностью к началу систематического обу­чения. Организм должен быть функционально готов (т.е. развитие от­дельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адек­ватно реагировать на воздействия внешней среды). В противном случае процесс адаптации затягивается, проходит с большим напряжением. И это естественно, так как дети, функционально не готовые к обучению,

 

имеют более низкий уровень умственной работоспособности. Большую роль на течение адаптации играет возраст начала систематического обу­чения. Чем младше ребенок, тем тяжелее протекает адаптация. Год, от­деляющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Именно за этот период (от 6 до 7 лет) начинают интенсивно развиваться регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладыва­ются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Длительность и успешность процесса адаптации к школе, дальнейшего обучения также зависит от состояния здоровья детей.

Существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, факторы, зависящие oi учителя и родите­лей. Наиболее важный из них — рациональная организация учебных за­нятий и рациональный режим дня. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%.

Требования к обучению детей в первом классе

  • Учебные занятия проводят только в первую смену.
  • Пятидневная учебная неделя.
  • Организация облегченного учебного дня в середине учебной недели.
  • Проведение не более 4-х уроков в день.
  • Продолжительность уроков должна составлять не более 35 мин.
  • Организация в середине учебного дня динамической паузы про­
    должительностью не менее 40 мин.
  • Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полу­
    годии.
  • Обучение без домашних заданий и балльной оценки знаний обуча­
    ющихся.
  • Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Для облегчения адаптации детей и в оздоровительных целях в пер­вых классах необходимо применять «ступенчатый» режим учебных за­нятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. В сентябре и октябре проводят три урока продолжительностью по 35 мин; со второй четверти — четыре урока продолжительностью по 35 мин; со второго полугодия продолжительность урока увеличивают до 45 мин. В первых классах запрещают проведение сдвоенных уроков. Домашние задания даются первоклассникам во втором полугодии в таком объеме, чтобы они смогли их выполнить в течение одного часа.

Для облегчения адаптации и в оздоровительных целях в общеобра-.юшнелышх учреждениях создают условия для удовлетворения биоло-i ической потребности учеников в движении. Это достигают при прове-

 

дении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, спортивных внек­лассных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных за­нятий физкультурой в объеме не менее 2-х ч в день. С этой же целью в учебные планы для учащихся начальной школы рекомендуют включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и спортивным национальным играм и др.)

Для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся физкультминутки и гимнастику для глаз при обучении письму, чтению, математике.

При появлении первых признаков нарушения адаптации, а также с учетом прогноза течения адаптации назначают медицинские корриги­рующие мероприятия. Их можно отнести к 4-м основным группам.

Группы корригирующих медицинских мероприятий

  • Повышение неспецифической реактивности организма ребенка.
  • Воздействие на метаболические звенья эмоционального стресса.
  • Уменьшение силы эмоционального стресса и предупреждение нев­
    ротических расстройств.
  • Мероприятия общего плана, направленные на предупреждение пе­
    рекрестного инфицирования, утомления и совершенствование приспо­
    собительных механизмов

Для повышения неспецифической реактивности ребенка и< пользу­ют элеутерококк, учитывая его защитное действие при с i россе, норма­лизующее влияние на мозговую гемодинамику, син i а бол кон и имму­нологическую реактивность. Сходным действием обладаю i женьшень, золотой корень, аралия, заманиха, китайский лимонник .’) i и препара­ты в виде настоек или экстрактов назначают из расчеы разовой дозы 1-2 капли на год жизни 2-4 раза в день на молоке и ючепие 10-15 дней С целью повышения резистентности к ОРВИ назначают аскорбино­вую кислоту в возрастной дозировке курсом К) 15 дней. С целью повышения фагоцитарной активности и белконою метаболизма целе­сообразно применение ороговой кисло!ы а возрастной дозировке 10-15 дней.

Для нормализации метаболических процессов и функционального состояния ЦНС назначают комплекс препаратов, состоящих из витами­нов группы В, липоевой и пантотеновой кислоты курсом 10 дней; глю-гаминовой кислоты или глютамевита также в возрастной дозировке курсом 10 дней. С учетом выявленных метаболических нарушений наи­более целесообразно использование кислородно-витаминных коктей­лей с включением трав.

 

Мероприятия 3-ей группы заключаются в назначении по рекоменда­ции специалистов седативных средств или малых транквилизаторов (экстракт валерианы, настойки пустырника, радиолы розовой, элениу­ма), пирацетама. Дозировка не должна превышать половины возраст­ной лечебной, длительность курса определяет специалист. Большое значение имеют психотерапевтические беседы с родителями и детьми, в которых принимают участие врач школы, психолог, педагог.

К общемедицинским мероприятиям, направленным на уменьшение перекрестного инфицирования, относят оптимизацию расписания уро­ков, проветривание классов, создание нормальной их освещенности, профилактику утомляемости детей на уроках, правильный подбор ме­бели. Особое внимание необходимо обращать на питание детей во вре­мя течения адаптационного периода. Рекомендуют увеличи гь содержа­ние в суточном рационе белка на 10-15%, витаминов.

Организационные мероприятия по уменьшению эмоционального стресса при поступлении ребенка в школу заключаются в индивидуаль­ном подходе к каждому ребенку с соблюдением принципа преемствен­ности. Так, из детского сада в школу передают медико-педагогическую характеристику ребенка, в которую включают данные о состоянии здо­ровья, уровне умственного развития, школьной зрелости, характероло­гических особенностях, медицинские и педагогические рекомендации. Участковые педиатры, направляя в школу неорганизованных детей, от­ражают все эти данные в эпикризе, в который включают неблагоприят­ные данные социального и биологического анамнеза. Они дают заклю­чение о физическом, нервно-психическом развитии, состоянии здо­ровья с указанием группы здоровья, также подают сведения о перене­сенных заболеваниях, профилактических прививках, лабораторных ис­следованиях, заключениях специалистов, проведенных оздоровитель­ных мероприятиях. Кроме того, сообщают о подготовительной работе, результатах диагностики школьной зрелости и прогнозирования воз­можного исхода адаптации с рекомендациями по ее облегчению и по наблюдению за ребенком в школе. Большое значение придают форми­рованию у детей психологической мотивации к обучению в школе и созданию праздничной атмосферы при поступлении в первый класс.’

КОНТРОЛЬ ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Его осуществляют с первых дней пребывания ребенка в школе. Пос­кольку срыв адаптации чаще проявляется невротическими реакциями, то наблюдение за эмоционально-поведенческими реакциями служит наиболее доступным методом и критерием наблюдения за течением адаптационного периода. Чаще всего используют количественную

 

оценку с помощью шкал для определения эмоционального профиля первоклассников при адаптации к школе. При наблюдении за ребенком определяют градации каждой эмоционально-поведенческой реакции, которые имеются у него в день исследования. Суммируя все оценки со знаком плюс и минус, получают оценку за день, причем знак минус сви­детельствует о неблагоприятном изменении эмоционального состоя­ния.

Состояние детей в период адаптации фиксируют в листе адаптации. В нем указывают фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату регистра­ции, балльную оценку по каждой эмоционально-ткшеденческой реак­ции и их сумму. Отдельно вносят средний балл успеваемости по чте­нию, письму, арифметике по четвертям, особенности поведения (непос­лушание, грубость, отказ от поручений, замкнутое! ь и др.). В течение каждой четверти учитывают динамику состояния здоровья по результа­там медицинского наблюдения и анкетирования родителей.

Знаком плюс или минус фиксируют нарушение сна, аппетит, голов­ную боль и боль в области сердца, животе; энурез; раздражительность, плаксивость, истощаемость внимания, страхи, навязчивые движения, двигательную расторможенность, вредные привычки, перенесенные ОРВИ. Также учитывают другие заболевания, указы паю г массу и дли­ну тела.

У первоклассников эмоционально-поведенческие реакции регистри­руются в первой четверти один раз в 2 нед, затем раз в конце каждой четверти. Адаптацию считают законченной при стабилизации эмоцио­нально-поведенческих реакций на высоком положительном уровне при отсутствии других отклонений в состоянии здоровья и сумме баллов 63-86, хорошей работоспособности и успеваемости, успешном выпол­нении ребенком социальных функций, присущих его возрасту. Все слу­чаи возникновения у детей в период адаптации острых заболеваний и выраженных невротических расстройств необходимо расценивать как ее срыв. Вопросник для изучения социально-психологической адапта­ции ребенка к школе заполняют родители.

ВОПРОСНИК ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Родители должны самостоятельно выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент. I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»

  • 5 — правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
  • 4 — небольшие помарки, единичные ошибки.
  • 3 — редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.

 

  • 2 — плохое усвоение материала по одному из основных предметов,
    обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
  • 1 — плохое усвоение программного материала по всем предметам.

II  шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения
школьных заданий»

  • 5 — ребенок работает легко, свободно, без напряжения
  • 4 — выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых
    затруднений.
  • 3 — иногда ребенок работает легко, в другое время проявляет уп­
    рямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для сво­
    его завершения.
  • 2 — выполнение школьных заданий требует от ребенка определен­
    ной степени напряжения.
  • 1 — ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, про­
    являть агрессию.

III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных
заданий»

  • 5 — ребенок сам справляется со школьными заданиями.
  • 4 — работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрос­
    лого.
  • 3 — иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания
    сам.
  • 2 — ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самос­
    тоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
  • 1 — для выполнения ребенком школьных заданий требуется ини­
    циатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.

IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»

  • 5 — ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в
    школу.
  • 4 — спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
  • 3 — иногда бывают проявления сниженного настроения.
  • 2 — случаются проявления отрицательных эмоций:

 

  • тревожность, огорчение, иногда страх;
  • обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
  • 1 —  преобладание депрессивного настроения  или агрессии
    (вспышки гнева, злости).

V  шкала «Взаимоотношения с одноклассниками».

  • 5 — ребенок общительный, инициативный, легко контактирует с
    детьми, у него много друзей, знакомых.
  • 4 — ребенок малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда
    к нему обращаются дети.

 

  • 3 — сфера общения несколько ограниченная: общается только с не­
    которыми ребятами.
  • 2 — предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ни­
    ми в контакт.
  • 1 — замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находить­
    ся в одиночестве; инициативен в общении, но часто проявляет негати­
    визм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.

VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка»

  • 5 — высокий уровень адаптированпости.
  • 4 — уровень адаптированности выше среднем о.
  • 3 — средний уровень адаптированпости.
  • 2 — уровень адаптированности ниже среднего.
  • 1 — низкий уровень адаптированпости.

После получения анкетного тес га необходимо подсчитать количест­во баллов по всем 6 шкалам. При получении суммы баллов от 19 до 30 (зона адаптации), ребенок адатирован к обучению в школе; при сумме баллов 13-18 (зона неполной адаптации), необходимо проведение кор-рекционных мероприятий; при сумме 0-12 баллов (зона дезадаптации), ребенок не адаптирован к обучению, необходимы консультации узких специалистов и проведение лечения.

Контроль течения адаптации первоклассников осуществляет меди­цинская сестра под руководством врача, на основе получения от учите­лей всей необходимой информацию об успеваемости и поведении ре­бенка. Врачебному осмотру подлежат все первоклассники с неблагоп­риятным течением адаптации по мере выявления нарушений в состоя­нии здоровья. Мероприятия по ее коррекции намечают совместно врач и педагог, а при необходимости проводится консультация психолога или психиатра.

В процессе наблюдения отмечают особенности адаптационного пе­риода и соответствующие корригирующие мероприятия, если в них есть необходимость. При завершении адаптации в форме небольшого резюме пишут заключение о ее течении у данного ребенка и прилагают лист адаптации.

Детей с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, которые не подлежат обучению в общеобразовательной школе, направляют в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса об обучении ребенка в специальной (коррекционной) образовательной школе. Документы, представляемые при этом на ребенка, следующие: характеристика из детского сада, заключение о состоянии здоровья, представляемое психиатром, неврологом, отоларингологом, окулистом и другими специалистами по показаниям.

 

Психологическое консультирование детей с отклонениями в разви­тии проводят при участии педиатра с привлечением других специалис­тов, таких как психоневролог, отиатр, офтальмолог, стоматолог, психо­лог, педагог-дефектолог.

Выявление детей группы риска по отклонениям в развитии нужно проводить в течение первых 3-х лет жизни, чтобы уже в этом возрасте принимать меры по их лечению и коррекции развития. Установлено, что число детей, которые нуждаются в обучении в коррекционных уч­реждениях, составляет не более 5%. Около 15% детей недостаточно зре­лые для обучения, и их успеваемость в школе очень низка. Дети, отста­ющие в развитии, должны посещать коррекционные группы в детском саду, где, начиная с трехлетнего возраста, их начинают готовить к шко­ле. При посещении таких групп у детей улучшается внимание, развива­ется познавательная деятельность, уменьшается утомляемость, вслед­ствие чего каждый третий ребенок может посещать обычную школу. Желательно, чтобы после корригирующих занятий в детском саду эти дети учились в течение 3-5 лет в специальных классах или в школах для умственно отсталых детей с осложненными формами поведения. При проведении корригирующих мероприятий особенно возрастает роль семьи. Быстрый темп изложения, недостаточное его повторение создает особые трудности при усвоении школьного материала и требу­ет медленного и длительного повторения его дома при активном учас­тии родителей.

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННЫХ УЧЕБНЫХ НАГРУЗОК

При решении вопроса о возможности обучения в школах с углублен­ным содержанием предметов необходимо учитывать степень «школь­ной» зрелости ребенка к моменту поступления в школу, уровень функ­циональных возможностей ведущих систем организма, уровень имею­щихся функциональных нарушений, хронические заболевания, их возможный прогноз и вероятность снижения социальной адаптации и интеграции ребенка в результате прогрессирования патологии. Предс­тавляемые медицинские требования к здоровью детей, поступающих в ООУ с углубленным содержанием обучения, и выносимые на их осно­вании медицинские заключения имеют рекомендательный характер. Однако при этом следует учитывать, что при наличии выраженных или склонных к прогрессированию заболеваний ребенок сможет справиться со значительными нагрузками ценой ухудшения здоровья.

Медицинское заключение выносят на основании результатов про­филактических осмотров, данных медицинского наблюдения, докумен-

 

тов о пребывании в стационарах, выписок диагностических центров, диспансеров и др. Участковый педиатр выносит обоснованное решение и проводит разъяснительную работу с родителями и ребенком о воз­можном ухудшении здоровья при обучении в таких классах. В беседе с родителями обсуждают вопросы о состоянии здоровья ребенка, о нали­чии у него функциональных и хронических заболеваний, о негативном влиянии на здоровье ребенка интенсивной учебной нагрузки, о возмож­ности прогрессирования функциональных нарушений и хронических заболеваний.

При зачислении ребенка, страдающею хроническими заболевания­ми, в классы с инновационным обучением необходимо строго соблю­дать физиологически обоснованный режим дня и мигания, создать ре­бенку благоприятные условия для выполнения домашних заданий, от­дыха, уменьшить объем или освободи п> школьника от дополнительных внешкольных нагрузок, повысить физическую активность ребенка и увеличить продолжительность пребывания его на свежем воздухе. О проведенной беседе с указанием ее даты, кратким содержанием бесе­ды и рекомендациями делают запись в форме 112/у и 026/у-2000

При наличии в школе условий для проведения оздоровительных ме­роприятий, медицинские требования для приема в данное учреждение могут быть значительно снижены В случае зачисления (но требованию родителей) ребенка с выраженными нарушениями здоровья в школу с повышенным объемом образовательной нагрузки о решении родителей делают запись в форме 112/у и школьной карте.

Если в процессе обучения наступает существенное ухудшение состо­яния здоровья ребенка, то вопрос о целесообразности дальнейшего его обучения в данном ООУ решает клинико-экспертная комиссия детской поликлиники. Решение заносят в указанные учетные формы. О вынесе­нии заключения сообщают администрации школы, родителям ребенка. При этом в настоятельной форме рекомендуют перевести ребенка в массовую школу или в школу, где по расширенной программе организо­вано проведение оздоровительных мероприятий.