МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Особые гигиенические требования предъявляют к спортивному обо­рудованию физкультурных залов, открытых спортплощадок, школьных стадионов. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на рас­стоянии не менее 25 м от здания учреждений, за полосой зеленых на­саждений. В ее состав должны входить школьный стадион с беговой до­рожкой, комбинированное поле для футбола и ручного мяча и двумя секторами для прыжков в высоту и длину.

Спортивный зал следует размещать на первом этаже в пристройке. Площади спортивных залов обычно составляют 9×18 м, 12×24 м, 18×30 м при высоте не менее 6 м. Размеры и количество спортивных залов реко­мендуют устанавливать из числа параллелей: при наличии 2-х паралле­лей — 2 зала 9×18 и 12×24, 3-х и более параллелей — 2 зала 12×24 и до­полнительный зал 18×30. При спортивных залах должны быть предус­мотрены снарядные комнаты, раздевалки отдельно для мальчиков и де­вочек, душевые, уборные для мальчиков и девочек, комната для инструктора. Проходы в учебно-спортивные помещения через клас­сные секции не допускаются. Вход в спортивный зал из раздевалки пре­дусматривают непосредственно через обособленный коридор. В состав физкультурно-оздоровительных помещений необходимо включать тре­нажерный зал и, желательно, бассейн.

Контроль физического воспитания в школе проводит врач. После проведения ежегодных плановых осмотров к октябрю врач составляет поименный список учащихся с уточнением распределения их по меди­цинским группам для занятий физкультурой, передает его директору школы, который издает приказ с указанием медицинской группы по физкультуре для каждого ученика. Динамическое наблюдение за груп-

 

пами необходимо проводить до окончания учебного года. Выделяют различные медицинские группы для участия в учебных и внеучебных занятиях физической культурой и спортом. Для установления группы по физкультуре обязательно используют показатели физической подго­товленности, определяемые по физическим тестам (проводит учитель физкультуры).

Группы по физкультуре

  • Основная группа. К ней относят школьников без отклонений в
    физическом развитии, состоянии здоровья или с незначительными
    отклонениями, преимущественно функционального характера, но с
    достаточной подготовкой. Занятия по школьным программам прово­
    дят в полном объеме. Разрешены занятия в одной из спортивных сек­
    ций школы или вне ее с участием в соревнованиях но одному из видов
    спорта.
  • Подготовительная группа. К ней относят школьников с незначи­
    тельными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья,
    без достаточной физической подготовки. Занятия проводят вместе с ос­
    новной группой по школьным программам при условии исключения
    некоторых видов физических упражнений. Ограничивают нагрузку в
    беге, силовых упражнениях, сокращают число повторных прыжков,
    уменьшают длительность подвижных игр и так далее. Контрольные ис­
    пытания выполняют с разрешения врача.
  • Специальная группа. К ней относят школьников, имеющих значи­
    тельные постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья,
    которые не мешают выполнению обычной учебной работы в школе, но
    служат противопоказанием для занятий физкультурой. Занятия прово­
    дят по особой программе или по отдельным видам школьных программ
    со сниженными нормативами. Можно проводить занятия индивидуаль­
    ной гимнастикой типа лечебной физкультуры.

Школьникам с отклонениями в состоянии здоровья (параличи, па­резы, врожденные пороки развития и пр.), как правило, лечебную физ­культуру назначают в поликлиниках, физкультурных диспансерах или других лечебно-профилактических учреждениях.

Включение школьников в ту или иную группу непостоянно, группа может изменяться при повторном медицинском осмотре в случае вос­становления здоровья. В связи с перенесенными острыми заболевания­ми часть школьников могут быть временно отстранены от занятий по физкультуре. Возрастные нормы начала занятий спортом и сроки нача­ла занятий физкультурой после заболеваний приведены в табл. 7-4 и табл. 7-5.

 

Таблица 7-4. Возрастные нормы начала занятий спортом и этапов спортивной подготовки

НаименованиеВозраст допуска к занятиям спортом, г.
вида спортагруппаучебно-группа спор-
 начальнойтренировочнаятивного совер-
 подготовкигруппасовершенствования
акробатика8-1010-1414-17
баскетбол и волейбол10-1312-1716-18
бадминтон10-1312-1716-18
бокс12-1514-1717-19
борьба (все виды)10-1312-1716-18
велосипедный спорт12-1414-1717-18
водное поло10-1312-1716-18
гимнастика спортивная8-1010-1414-17
юноши девушки7-99-1414-17
i имнастика   
художественная7-99-1313-17
гребля академическая10-1212-1717-18
гребля на байдарках   
и каноэ11-1413-1716-18
конный спорт11-1313-1717-18
конькобежный спорт10-1212-1717-18
легкая атлетика11-1313-1717-18
гонки и биатлон9-1212-1717-18
лыжный спорт8-1110-1514-17
горные виды двоеборье9-1211-1716-18
прыжки с трамплина9-1112-1717-19
парусный спорт9-1211-1716-18
плавание7-107-1412-17
прыжки в воду8-1110-1514-17
стрелковый спорт11-1413-1716-18
теннис и настольный   
теннис7-109-1514-17
тяжелая атлетика13-1414-1717-18
фехтование10-1312-1716-18
фигурное катание7-99-1313-17
футбол, хоккей с10-1212-1717-18
шайбой и мячом   
шахматы9-1311-1715-18

Таблица 7-5. Сроки освобождения от занятий физкультурой после заболеваний

ЗаболеваниеОсвобождение от занятий с начала посещения школы, дни
Ангина в зависимости от тяжести14-28
ОРВИ7-21
Грипп14-28
Острый отит14-28
Бронхит7-21
Пневмония30-60
Острые инфекционные заболевания30-60
Острый нефрит60
Инфекционный гепатит56-360
Аппендицит (после операции)30-60
Перелом костей конечности30-90
Сотрясение юловного мозга60 и более, до 1 года

Уроки физического воспитания целесообразно проводить на 3-4-м ч занятий в школе не менее 3-х раз в нед С 5-го класса устанавливают дифференцированную нагрузку физических упражнений для мальчи­ков и девочек.

Цель урока физического воспитания — достижение определенного уровня нагрузки на организм посредством усложняющихся физических упражнений, постоянной тренировки и закаливания организма

Части урока физвоспитания

  • Вводная — организационная и психологическая подготовка к за­
    нятию (5-7 мин)
  • Подготовительная — общая физическая подготовка (12—15 мин).
  • Основная — тема урока (20-25 мин )
  • Заключительная — приведение организма к исходному состоянию
    (3-5 мин)

Для оценки урока физкультуры необходимо знать рекомендуемую моторную плотность урока, которая должна составлять 60—80%, и фи­зиологическую кривую частоты пульса. Она должна постепенно повы­шаться к основной части занятия и быть одногорбой во время обычно­го занятия или двугорбой во время проведения подвижных игр. Часто­та пульса должна увеличиваться во время вводной части на 15-20%, во время основной — на 50-60%, во время заключительной на 5-10% от исходного значения, а через 2-3 мин после окончания занятия вернуть­ся к исходному уровню.