ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ

Наибольшую эффективность при проведении профилактических и оздоровительных программ отмечают при их систематическом проведе­нии, начиная с воспитания в ДОУ.

Разделы программы оздоровления детей в школе

  • Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного
    аппарата и оздоровление учащихся.
  • Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здо­
    ровья школьников.
  • Оздоровление учащихся, перенесших острые респираторные ви­
    русные инфекции.
  • Организация рационального питания для профилактики наруше­
    ний обмена веществ и оздоровления школьников.
  • Оздоровление учащихся с избыточной массой тела.
  • Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление
    школьников с миопией.
  • Рекомендации родителям по оздоровлению учащихся в домашних
    условиях.

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у школьников при профилактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигатель­ного аппарата, главным образом, функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы.

Осанку рассматривают интегральной характеристикой состояния организма. Она отражает результат комплексного воздействия наслед­ственных и социально-гигиенических факторов. На формирование осанки учащихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и сидячая рабочая поза.

Для оценки состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подростков необходимо статическое и динамическое исследование (стоя и при ходьбе).

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппарата учащихся ООУ выступает деформация свода стопы — про­дольное плоскостопие. Основная причина его развития — слабость свя-

 

зочного аппарата и мышц, поддерживающих свод стопы. Кроме того, причиной плоскостопия может быть нерациональная обувь.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных ме­роприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: подбор мебели, соответствующей дли­не тела учащихся; контроль позы учащихся во время занятий; конт­роль веса ранца с ежедневным учебным комплектом; проведение физ­культминуток на уроках; создание благоприятного двигательного ре­жима и включение в занятия физической культурой упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание форми­рованию правильной позы первоклассников. Правильной (физиологи­ческой) осанкой ребенка считают такое положение тела, когда глубина шейного и глубина поясничного изгибов позвоночника близки по зна­чению, равномерны, находятся в пределах 3-4 см в младшем школьном возрасте и 4- 4,5 см в среднем и старшем школьном возрасте. При этом корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи слегка отведены на­зад и находятся на данном уровне по горизонтали, живот подтянут, ло­патки располагаются вдоль позвоночника симметрично, прилегают к спине. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, следует терпеливо корректировать нарушения в ра­бочей позе учащихся.

Самомассаж ног рекомендуют проводить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах го­лени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверх­ность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени прово­дят в направлении от голеностопного к коленному суставу, а массаж стопы — от пальцев к пяточной области. На голени применяют приемы поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе — погла­живание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью по­лусогнутых пальцев).

ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ И НАРУШЕНИЙ НЕРВНОПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

В современных школах, особенно с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, введение инноваци­онных технологий во многих случаях обусловливают повышение утомляемости учащихся на уроках, формируя у детей и подростков состояние хронического стресса. Это приводит к увеличению распро­страненности пограничных психических расстройств разной степени

 

выраженности и психосоматических нарушений здоровья В этой связи в целях охраны здоровья учащихся должна проводиться работа по профилактике утомления, заключающаяся в регулировании орга­низации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физкультминуток, профилактическом приеме аминокислоты глици­на и витаминов.

Глицин — заменимая аминокислота — естественный метаболит ши­рокого спектра действия, содержащийся в животных тканях головно­го и спинного мозга. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилепти-ческое, антистрессовое, седативное действие, легко проникает в боль­шинство биологических жидкостей и тканей. Его относят к нейроме-диаторам тормозного действия и регуляторам метаболических про­цессов в головном и спинном мозге. Э го лекарственное средство нор­мализует процессы возбуждения и торможения в центральной нерв­ной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормали­зует сон.

Глицин назначают при нарушениях сна, для повышения умственной работоспособности, а также подросткам с девиантными формами пове­дения по 1 таблетке (0,1 г) перед едой под язык 2 раза в сутки детям в возрасте до 10 лет и по 3 таблетки — подросткам 10-18 лет в течение од­ного месяца. При нарушениях сна следует принимать по У2-1 таблетке за 20 мин до сна или непосредственно перед сном.

Глицин целесообразно использовать не только в качестве средства профилактики утомления, но и для коррекции хронического переутом­ления, которое в большинстве случаев сочетается с астено-невротичес­кими явлениями У детей и подростков с расстройствами такого рода после приема глицина отмечают компенсацию нервно-психических и соматовегетативных нарушений: улучшается память, внимание, умственная работоспособность, общее эмоциональное состояние, фор­мируется адекватное поведение, нормализуется сон, ослабевает мотор­ная расторможенность, снижаются аллергические и вегетативные про­явления. Подтверждена высокая эффективность препарата в качестве профилактического средства для предупреждения психоэмоционально­го перенапряжения при адаптации учащихся к началу и новым формам учебного процесса, а также при подготовке к экзаменам. Глицин ис­пользуются и как корригирующее средство для детей с задержкой пси­хического развития. В тех случаях, когда не возникает улучшение нерв­но-психического здоровья ребенка или подростка после курсового при­ема глицина, необходимо направить учащегося на прием к детскому неврологу.

 

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОСТРЫЕ РЕСПИРАТОРНЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ И ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

К числу основных причин, обусловливающих в настоящее время за­болеваемость учащихся, снижение их умственной и физической рабо­тоспособности, относят острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Приступая к занятиям после болезни, учащиеся сразу вклю­чаются в учебный процесс, несут полную и даже повышенную учебную нагрузку, связанную с пропусками занятий. Эта нагрузка часто не соот­ветствует функциональным возможностям организма ребенка, пос­кольку клиническое выздоровление не совпадает с биологическим, ко­торое наступает лишь спустя 3-6 нед после болезни и характеризуется полным восстановлением нарушенных функций и адаптивных возмож­ностей организма.

Основой выполнения и важнейшим условием эффективности оздо­ровительных мероприятий для учащихся в восстановительный период ОРВИ считают правильную организацию режима дня. Различные ком­поненты режима (длительность занятий, питание, сон), общая физиоло­гическая регламентация и чередование различных видов деятельности учащихся оказывают тонизирующее и общеукрепляющее воздействие, способствуя повышению иммунобиологических функций организма.

ЩАДЯЩИЙ РЕЖИМ ДНЯ

При организации щадящего режима дня учащихся, перенесших ОР­ВИ, необходим постоянный контакт медицинского персонала, педаго­гов и родителей, усилиями которых достигается наиболее значитель­ный оздоровительный эффект. Щадящий режим дня зависит от возрас­та школьника, сопутствующих заболеваний. Его разрабатывают с уче­том тяжести и клинических особенностей перенесенной ОРВИ.

Основные принципы щадящего режима

  • Ограничение продолжительности учебных занятий в школе и дома.
  • Освобождение в течение 3-4 нед от некоторых видов внеклассной
    деятельности (уборки школьных помещений и пришкольного участка,
    факультативных занятий, длительных экскурсий).
  • Активный отдых на свежем воздухе не менее 3-3,5 ч в день.
  • Дневной сон (для учащихся 1-3-го классов) продолжительность
    должна составлять не менее одного часа в течение 4-6 нед.
  • Освобождение от уроков труда в мастерских на 1-2 нед.
  • Освобождение от занятий физкультурой на 1-2 недели, спортив­
    ных соревнований и туристических походов, связанных с интенсивной
    физической нагрузкой, интеллектуальных олимпиад и конкурсов.

 

Щадящий режим дня и оздоровительные мероприятия следует наз­начать учащимся, перенесшим ОРВИ в среднетяжелой и тяжелой фор­мах, а также детям и подросткам, которые 2-3 и более раз в году пере­несли ОРВИ, независимо от тяжести течения заболевания.

Для учащихся-реконвалесцентов 6-9 лет щадящий режим и оздоро­вительные мероприятия необходимо проводить в течение 4~5 нед пос­ле перенесенной ОРВИ, для подростков 10-17 лет — 3-4 нед. Часто бо­леющим детям щадящий режим и оздоровительные мероприятия целе­сообразно назначать после каждого перенесенного заболевания, даже если оно протекало в легкой форме.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В ШКОЛЕ

Дети и подростки, перенесшие ОРВИ, нуждаются в ограничении об­щей продолжительности учебных занятий. Своевременно информиро­ванный медицинским работником педагог по своему усмотрению дол­жен освобождать их в течение 3-6 дней от сдвоенных и последних уро­ков, не опрашивать на уроках. В результате этого появляется дополни­тельное время для активного отдыха на воздухе, особенно в течение первой недели восстановительного периода, наиболее ответственной для оздоровления и профилактики осложнений.

Для реконвалесцентов целесообразно в часы, отведенные для уроков физкультуры, организовать прогулки на свежем воздухе с включением дыхательных упражнений и игровых элементов. После завершения процессов восстановления для эффективной профилактики ОРВИ не­обходимо привлекать учащихся к систематическим занятиям физичес­кой культурой.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Система оздоровления часто болеющих детей включает создание оп­тимальных условий внешней среды, щадящего индивидуального режи­ма, рационального питания продуктами, обогащенными витаминами и фитонцидами, закаливания, физиотерапии, медикаментозных курсов профилактики. В систему коррекции режима дня входит уменьшение возможности стрессовых ситуаций и переутомления, увеличение про­должительности ночного сна, при необходимости введение дневного сна, увеличение времени пребывания на свежем воздухе на 1 — 1,5 ч. Сос­тавной частью комплексной реабилитации служит рациональное пита­ние экологически чистыми продуктами, дополненное между завтраком и обедом приемом овощей, фруктов и соков, с проведением при необхо­димости коррекции дизбиоценоза кишечника биопрепаратами и энте-росорбентами.

 

Физические методы профилактики включают проведение закалива­ния, массажа, ЛФК. В последние годы широкое распространение полу­чил точечный массаж. В качестве средств физиопрофилактики ОРВИ применяют индуктотермию, УВЧ, ультразвук, УФО слизистой оболоч­ки носа и глотки, ингаляции (щелочные, с настоями трав в течение 5-7 мин через 1—1,5 ч после приема пищи).

Фитотерапия оказывает разностороннее действие: создает хорошее настроение, смягчает действие стресса, обладает выраженным антимик­робным, противогрибковым и детоксицирующим действием. Можно рекомендовать распыление в классах эфирных масел мяты, лаванды, лимона, аниса, использование травяных подушек с листьями папорот­ника мужского, лавра благородного, цветами бессмертника, герани, ро­зы. Эти же травы можно рекомендовать и для приготовления кислород­ных коктейлей. Для предупреждения суперинфекции используют фи-тоаэрозоли коланхоэ, эвкалипта. Для ингаляций используют настои эв­калипта, отвары коры дуба (гипертрофические процессы), настои кра­пивы и травы тысячелистника (при кровоточивости десен), отвары листьев и цветов календулы и подорожника (при атрофических процес­сах)

Медикаментозная профилактика включает в себя 3-недельные кур­сы в феврале-марте и октябре-ноябре поливитаминов; метаболитов (ли-поевая кислота, кальция пантетонат, рибоксин, панангин, оротовая кис­лота). Указанные препараты назначают курсом по 10 дней каждый и пе­рерывом в течении 20-30 дней. Адаптогены (настойка элеутерококка для мальчиков, аралии, заманихи для девочек принимают) 35-45 дней в возрастной дозировке. Также назначают пантокрин, этимизол, глице-рам по 10 дней каждый с двадцатидневным перерывом. Индукторы ин-терферонов (продигиозан, лизоцим, нуклеинат натрия) назначают кур­сом по 10 дней. Кроме того, рекомендуют использовать; энергокомплек­сы (липоевая кислота + фосфатамин + рибофлавин мононуклеотид + натрия пантетонат или панангин + глютаминовая кислота + сукцинат натрия, глобулины женского молока + натрий янтарно-кислый).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ УЧАЩИХСЯ

Часто болеющих детей и подростков следует включать в специаль­ную медицинскую группу сроком на шесть месяцев. Продолжитель­ность и интенсивность нагрузки на уроках физической культуры дол­жен определять врач. Занятия физической культурой для учащихся данной категории проводят два раза в неделю по 45 мин между первой

 

и второй сменами, желательно на свежем воздухе. Особенно важно, что­бы часто болеющие дети для занятий на воздухе были одеты в соответ­ствии с погодными условиями.

Индивидуальные задания дифференцируют в зависимости от тя­жести перенесенного заболевания, возраста и пола учащихся. Учитель должен постоянно уделять внимание постановке правильного дыха­ния, осанке, профилактике плоскостопия, укреплению мышц спины и живота.

Помимо специальных занятий таким детям рекомендуют другие формы физкультурно-массовой работы: утреннюю гимнастику до­ма, гимнастику в школе до начала уроков, физкультурные минутки, подвижные игры на переменах. Необходимо постепенно привлекать их к занятиям различными видами спорта (лыжные прогулки, ката­ние на коньках и велосипеде, плавание, ближний пеший туризм). Начинать надо с минимальных нагрузок, соответствующих снижен­ным функциональным возможностям организма учащегося. По ме­ре восстановления работоспособности нагрузки рекомендуют уве­личивать.

Школьникам, страдающим гипертрофией небных миндалин, кроме общеукрепляющей терапии, проводят местное лечение: ингаляции 0,1% спиртового раствора хлорофиллипта, 4% раствора кальция пантетоната; закапывание в нос 2% раствора протаргола, смазывание зева 6% раство­ром колларгола; полоскание зева (на ночь) водой с добавлением 1,0 г поваренной соли; УФО носа и зева, УВЧ на миндалины.

Для профилактики рецидивов заболеваний органов пищеварения, почек предлагают щадящее питание в школе и дома, медикаментозное лечение.

Профилактику йодного дефицита в йоддефицитных регионах про­водят в виде массовой профилактики с применением йодированной со­ли 5,0 г в сутки, йодированного хлеба, халвы, печенья. Отдельным груп­пам детей осуществляют профилактику с применением калия йодида, йод-актива, йодомарина в возрастных дозировках.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

Нарушение питания в период обучения может привести к возникно­вению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишеч­ного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндок­ринной, костно-мышечной и центральной нервной систем, а также раз­витию алиментарно-зависимых заболеваний, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

 

Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходи­мо проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди учащихся, их родителей и педагогов, посвященную основам раци­онального питания.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ

Школьникам требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в за­висимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первой половине дня следует использовать продукты, богатые животным бел­ком, а на ужин — молочно-растительные продукты.

Учитывая недостаток витаминов в питании большинства учащихся, целесообразно использовать специальные витаминизированные про­дукты или препараты витаминов с ноября по май. Необходимо подчерк­нуть, что применение поливитаминных препаратов оказывает более вы­раженное влияние на состояние здоровья и витаминный статус учащих­ся, чем проведение одной только С-витаминизации.

Учащиеся, не получающие питания в образовательном учреждении, должны получать готовый напиток по 100 мл через пищеблок.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

При выявлении школьников с избыточной массой тела медицинс­кий персонал должен направить ребенка или подростка на консульта­цию к эндокринологу, который в каждом конкретном случае решит воп­рос о наличии (или отсутствии) ожирения и даст соответствующие ре­комендации по оздоровлению учащегося.

Основными направлениями профилактики и оздоровления детей с избыточной массой тела рассматривают следующие: повышение двига­тельной активности, соблюдение правил рационального (ограниченно­го) питания и закаливание организма. Наибольшей эффективности в профилактике и оздоровлении можно достичь, если они начаты в млад­шем школьном возрасте, в 7-11 лет, пока у ребенка не развились ослож­ненные формы ожирения.

При поступлении ребенка в школу объем его суточной двигательной ак­тивности сокращается почти на 50%, поэтому большое значение приобре­тают «организационные формы движений» — уроки физкультуры в шко­ле, общие игры на переменах, прогулки и игры на свежем воздухе, занятия в различных спортивных секциях. В подростковом возрасте двигательная активность еще больше снижается. Именно в это время подростки с избы-i < >ч i гай массой тела начинают стесняться своей тучности, неуклюжести, ук-лопяются от уроков физкультуры, стараются не делать ряд упражнений млн делать их гораздо меньшее число раз, чем необходимо по программе.

 

По существующим правилам учащиеся с избыточной массой тела должны заниматься в основной физкультурной группе. Однако, если в младшем школьном возрасте такие дети могут заниматься так же, как и их одноклассники с нормальным питанием, то в 12-13 лет они начина­ют отставать по развитию таких качеств, как выносливость, быстрота, прыгучесть. В этих случаях требуется индивидуальный подход: сниже­ние длительности выполнения одних упражнений, учет возможности выполнения других, но ни в коем случае не снижение общего объема двигательной нагрузки.

Для детей и подростков с осложненной формой ожирения занятия в подготовительной и специальной группах физической подготовки про­водят в соответствии с рекомендациями врача-эндокринолога (по пока­заниям — врача по лечебной физкультуре).

Основными формами двигательной активности учащихся с избы­точной массой тела выступают утренняя гимнастика (до 10 мин), под­вижные игры на переменах (до 5 мин), игры и прогулки на воздухе пос­ле уроков (до 1,5 ч), спокойная прогулка перед сном (до 30 мин).

Детям и подросткам с избыточной массой тела следует рекомендо­вать заниматься такими видами спорта, как коньки, лыжи, плавание, ве­лосипед, пинг-понг, бадминтон, которые требуют относительно высо­кой двигательной активности. Полезны также пешие походы, прогулки, игры. Степень физической нагрузки при спортивных занятиях опреде­ляет эндокринолог.

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С МИОПИЕЙ

Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подрос) ков занимают нарушения зрения, в первую очередь, миопия.

ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, считают соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Ос­вещенность на рабочих местах должна составлять 300 люкс, освещен­ность классных досок — 500 люкс.

Причины ухудшения освещенности в учебных помещениях

  • Замазывание части оконных стекол краской.
  • Размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий
    и так далее.
  • Развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю
    часть окна или не убирающиеся в простенки между окнами.

 

  • Нерегулярное мытье оконных стекол.
  • Затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нару­шений зрения считают правильную посадку учащихся и использование удобной мебели, соответствующей росту. В настоящее время использу­ют различные виды школьной мебели: столы с горизонтальной поверх­ностью и парты с наклонной. При использовании горизонтальных сто­лов при зрительной работе вблизи учащиеся вынуждены наклонять го­лову. У детей мышцы шеи развиты слабо, и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. В результате этого при длительной зрительной работе происходит спазм аккомодации, приводящий в даль­нейшем к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью посадки учащегося в образовательном учреждении и дома, а также регулярное проведение физкультминуток.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована: для младших школьников должна составлять 15-20 мин; для учащихся средних классов — 25-30 мин; для старших школьников — 45 мин, и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

Очень важным профилактическим мероприятием рассматривают коррекцию зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков в до­машних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более од­ного часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3-5 метров от экрана, в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то просмотр телепередач должен обязательно быть в очках.

Профилактические мероприятия, предотвращающие прогрессиро-вание функциональных нарушений зрения

  • Использование учебников и книг, имеющих хорошее качество
    оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам.
  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.
  • Чередование занятий учащихся с отдыхом.
  • Проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и
    дома.
  • Контроль правильной позы учащихся во время занятий.
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе.

 

  • Активное гармоничное физическое развитие детей и подростков.
  • Организация рационального питания и витаминизации.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С МИОПИЕЙ

Прогрессирующую миопию даже невысокой степени рассматривают серьезным заболеванием. Развиваясь чаще в детском и юношеском воз­расте, она уже с ранних лет нарушает трудоспособность человека, огра­ничивая его возможности в выборе профессии. При прогрессировании близорукости необходимо своевременное назначение и ношение очков для дали и для работы вблизи. С этой целью хорошо использовать би­фокальные сферопризматические очки. Такие очки выписывают с уче­том имеющейся степени близорукости каждого глаза: верхняя зона предназначена для зрения вдаль, а нижняя (сферопризматическая, име­ющая плюсовую оптику) — для работы вблизи. Это позволяет значи­тельно облегчить зрительные нагрузки.

К числу мероприятий, предотвращающих прогрессирование мио­пии, относят организацию лечебной физкультуры для детей с ослож­ненной миопией. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время.

Если близорукость находится в пределах от 2,5 до 5 диоптрий, спе­циальной гимнастикой можно заниматься без очков. При более выра­женной близорукости линзы очков для работы подростков вблизи надо подобрать на 2,5 диоптрии слабее, а для детей младшего школьного воз­раста — на 3 диоптрии слабее. Следует подчеркнуть, что в очках для ра­боты вблизи читать, писать, рукодельничать, выполнять всю мелкую работу необходимо попеременно то одним, то другим глазом, но не больше чем по 15-30 мин каждым. Для этого одну линзу очков прикры­вают «шторкой» из бумаги или ткани.

В комплекс рекомендаций, направленных на предотвращение прог-рессирования миопии, входят исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна, назначение поливитаминов, содержащих селен; препа­ратов черники. Черника содержит вещества, которые улучшают крово­обращение в капиллярах и других сосудах сетчатки, а также способ­ствуют образованию родопсина, активно участвующего в зршельном процессе.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает нормализацию зрения у трети детей с пред-миопией, предупреждение прогрессирования процесса у остальных уча­щихся с предмиопией и у детей с миопией до одной диоптрии.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Оздоровление учащихся, имеющих отклонения в состоянии здо ровья, большая и сложная проблема, и решить ее можно только совме­стными усилиями медицинских работников, родителей и педагогов. Медицинскому персоналу образовательных учреждений следует обу­чать родителей правильной организации режима домашних занятий, досуга и питания учащихся, страдающих хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями, особенно для детей, часто и дли­тельно болеющих ОРВИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНИХ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОРВИ

Для улучшения здоровья учащихся, перенесших ОРВИ, в восстано­вительный необходимо использовать индивидуальный подход, кото­рый позволит быстро восполнить пробелы в знаниях в процессе заня­тий непосредственно в ООУ и сократить время приготовления домаш­них уроков. Независимо от возраста учащиеся-реконвалесценты долж­ны выполнять домашние задания в несколько приемов, с 10-20-минут­ными перерывами, и не превышать нормативов продолжительности до­машних занятий. Режим приготовления домашних уроков необходимо особенно строго соблюдать в течение 2-3-х недель после болезни.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОРВИ

Необходимо организовать отдых учащимся-реконвалесцентам на све­жем воздухе достаточной продолжительности — не менее 3,5 ч для детей 6-10 лет и 3-х часов для подростков. С целью увеличения продолжитель­ности пребывания ребенка или подростка на свежем воздухе родителям целесообразно продлить прогулку перед началом занятий, по дороге в школу, и прогулку после окончания уроков, а также организовать отдых детей на свежем воздухе до и после приготовления домашнего задания.

Непосредственно после перенесенной ребенком ОРВИ родители должны исключить из режима дня туристические походы, увеселитель­ные поездки, посещения гостей и др. В течение первых 2-х недель про­должительность просмотров телевизионных передач учащимися не должна превышать 60 мин в день.

ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ, ПЕРЕНЕСШИХ ОРВИ

Для оздоровления учащихся в комплекс мероприятий обязательно нужно включать рациональное питание. Питание должно быть сбалан­сированным по содержанию различных веществ.

 

Сбалансированное питание имеет особенно большое значение для детей и подростков, у которых существенно снизилась масса тела во время ОРВИ (у младших школьников — свыше 0,5 кг, у подростков — свыше 0,8 кг). Отсутствие увеличения массы тела ребенка на второй не­деле восстановительного периода служит свидетельством неблагопри­ятного протекания процесса выздоровления, что требует соответствую­щей коррекции питания. В этом случае целесообразно осуществлять 4-5-разовое питание, а также использовать дополнительные белковые завтраки с употреблением продуктов, содержащих белки животного и растительного происхождения (мясные, молочные, рыбные, злаковые блюда, овощи, фрукты).

При поражении верхних дыхательных путей и пневмонии в рацио­не целесообразно увеличить количество жиров растительного проис­хождения, содержащих полиненасыщенные жирные кислоты, фосфо-липиды и витамин Е, благоприятно действующих на восстановитель­ные процессы в организме. Для повышения устойчивости организма к инфекциям и восстановления слизистой оболочки верхних дыхатель­ных путей необходимы витамины групп В, С, Е, А. В весенне-осенний период рекомендуют проводить курсы витаминотерапии, используя поливитаминно-минеральные комплексы. По рекомендации и под наб­людением врача целесообразно проведение курсов иммунокорригиру-ющей терапии с использованием бактериальных лизатов, энтеросор-бентов, пробиотиков, препаратов интерферона (лейкинферона, реафе-рона, виферона).

В питании учащихся целесообразно использовать продукты с по­вышенной биологической ценностью, а также продукты, обладающие свойствами, благотворно влияющими на здоровье, рост, а также раз­витие детей и подростков. Для приготовления блюд необходимо ис­пользовать только йодированную поваренную соль Регулярное пот­ребление пищевой йодированной соли в количестве до 3-5 г (одна чайная ложка) в сутки полностью удовлетворяет потребность орга­низма в йоде.

Из продуктов промышленного производства, обогащенных биологи­чески активными веществами и способных восполнить недостаток йо­да, железа, кальция, витаминов можно рекомендовать витаминизиро­ванный хлеб (с Р-каротином), хлебобулочные изделия (обогащенные витамино-минеральными премиксами), кондитерские изделия (с желе­зом), витаминизированное печенье, сухие завтраки с р-каротином, дольки апельсиновые с витамином С и р-каротином, карамель леденцо­вую с витамином С, витаминизированное молоко, молочные десерты, йогурты. Для выпечки целесообразно использовать витаминизирован-

 

ную муку, йодированную соль и дрожжи. В качестве второго завтрака или полдника можно рекомендовать кисломолочные напитки, бифидок. Родителям следует помнить, что в период подготовки экзаменов уча­щиеся находятся в состоянии значительного умственного напряжения и стресса. Для успешной сдачи экзаменов необходимо особенно строгое соблюдение режима питания. В этот период энергозатраты организма увеличиваются, и усиливается потребность в биологически активных веществах (витаминах, минеральных солях, микроэлементах). Ассорти­мент используемых продуктов в этот период должен быть особенно раз­нообразным. В суточном рационе обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, соки, орехи, сухофрук­ты, мед, растительное масло. Дополнительное введение фруктов в про­межутке между основными приемами пищи и прием поливитаминных препаратов позволят предотвратить возможный дефицит и нарастаю­щие потребности в незаменимых веществах в период повышенной ин­теллектуальной нагрузки.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ ТЕЛА

При алиментарно-зависимых состояниях особое внимание необхо­димо уделять своевременной коррекции питания, которое может харак­теризоваться как избытком тех или иных нутриентов, так и их недостат­ком. При дефицитных состояниях пища должна быть более калорийной и высокобелковой. Рацион должен быть увеличен на 10-15%, а в неко­торых случаях — на 20%, и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов. В белковую часть рациона следует включать продук­ты, содержащие белки животного происхождения (мясо, птицу, рыбу, яйца, творог, сыр, молоко, кефир и др.). Они обладают более высокой усваиваемостью, содержат незаменимые аминокислоты. Животные белки в рационе детей и подростков должны составлять не менее 55-60% от общего количества белков. В питание детей с дефицитом массы тела необходимо также включать продукты, обогащенные недос­тающими микронутриентами (витаминами и минералами). При оздо­ровлении учащихся с дефицитом массы тела рекомендуют широко ис­пользовать продукты с повышенной биологической ценностью.

РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Оптимизация питания учащихся с избыточной массой тела возмож­на только при активном участии родителей и соблюдении ими соответ­ствующих правил и рекомендаций врача. Основные правила, связанные

 

с ограничением питания, заключаются в том, что новый диетический рацион следует внедрять постепенно, так как на адаптацию организма к новым условиям питания требуется не менее месяца.

Новый режим питания следует неукоснительно соблюдать, так как даже незначительное отклонение от него (например, в праздничные дни) может свести на нет усилия многих месяцев.

Диета для детей и подростков с ожирением направлена на предуп­реждение и устранение избыточного отложения жира в организме, сни­жение аппетита. Это редуцированная диета с низкой энергетической ценностью за счет ограниченного введения легкоусваиваемых углево­дов и жиров животного происхождения. С целью уменьшения секреции исключены сильные раздражители пищеварительного тракта. Чувство сытости достигают путем назначения малокалорийной, но значитель­ной по объему пищи. Содержание белка должно соответствовать возра­стной физиологической потребности ребенка. Соотношение белков, жиров, углеводов должно составлять1:0,8:3 соответственно.

Продукты и блюда, рекомендуемые для детей с ожирением

  • Любые свежие овощи, фрукты и ягоды.
  • Овощные вегетарианские супы.
  • Нежирные сорта мяса (тощая говядина, свинина, кролик, птица) и
    рыбы в отварном или тушеном виде.
  • Гарниры овощные или крупяные.
  • Молоко и молочные продукты со сниженным содержанием жира (мо­
    локо и кефир 2,5% жирности; творог и творожная масса с жирностью 4-5%).
  • Растительные масла.
  • Нежирные сорта сыра.
  • Сахарозаменители (аспартам).

j i   Продукты и блюда, не рекомендуемые для детей с ожирением

  • Бульоны (мясные, рыбные, грибные).
  • Острые и соленые закуски, приправы, копчености.

< • Тугоплавкие жиры (свиной, бараний, гусиный, утиный), топленое масло.

  • Жирные сорта мяса и рыбы, икра.

i    • Колбасы вареные и копченые, сосиски, сардельки.

  • Кондитерские изделия (торты, пирожные, пироги, булочки, шоко­
    лад и шоколадные конфеты, мармелад, зефир, пастила и др.).
  • Мороженое, газированные напитки, компоты промышленного и
    домашнего приготовления, какао, натуральный кофе.
  • Сыры с высоким содержанием жира.
  • Макаронные изделия, пшеничный хлеб, манная крупа.
  • Ксилит, сорбит.

 

Пищу для детей с ожирением дают в сыром, вареном, тушеном, запе­ченном виде без специй. Степень измельчения разнообразная. Режим питания: дробный, 5-6 раз в сутки.

Режим питания учащихся с избыточной массой тела необходимо строить таким образом, чтобы завтрак включал 25-30% калорийности всего суточного рациона, обед — 35-40%, полдник — 10-15%, ужин — 25-20%. Частота приема пищи должна быть не менее 4-х раз в день, и 75-90% всего количества пищи лучше употреблять до 17-18 ч. После 18 ч рекомендуют употреблять только кисломолочные продукты (ке­фир, простокваша, ряженка) и овощи, исключая картофель. Ребенок должен есть медленно, тщательно пережевывая пищу

В питание включают молочные продукты, а также овощи и фрукты, которые при относительно большом объеме обладают малой калорий­ностью. Значительно ограничивают употребление хлеба (особенно бе­лого), сахара, конфет, кондитерских и макаронных изделий, крупы (за исключением гречневой), картофеля; несколько уменьшается количест­во жиров (особенно животного происхождения). Употребление мяса, рыбы, молока, яиц, творога должно соответствовать нормальным возра­стным потребностям. Пища не должна содержать острых приправ, уси­ливающих секреторную деятельность желудка и повышающих аппетит.

В борьбе с избыточной массой тела и ожирением большое значение имеют меры, направленные на повышение энергетического обмена и утилизацию жиров в организме. Фитотерапия выступает действен­ным средством в нормализации обмена веществ, повышении иммуно­биологических возможностей организма ребенка, улучшении функ­ций нервной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения, ды­хания, кроветворения, восполнении недостающих микронутриентов. Полезными компонентами фитотерапии рассматривают фруктовые и овощные соки, приготовление которых наиболее рационально в до­машних условиях.

Осуществление целенаправленных комплексных профилактичес­ких и оздоровительных мероприятий в ООУ и дома позволяет добить­ся улучшения состояния здоровья у большей части школьников, предо­твратить частые ОРВИ, помогают нормализовать зрение, осанку, сон и аппетит детей, облегчить адаптацию их к регулярному обучению.