ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. СПОСОБЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. СПОСОБЫ ОБЛЕГЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ

Большую роль в учебном процессе играют технические средства обучения. Они нарушают монотонность обычного урока, придают заня­тиям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Применение технических средств обучения полезно на любом уроке по расписанию, но лучше всего их использо­вать на 4-5-м занятии, когда начинает снижаться работоспособность

 

школьников. Число уроков с применением технических средств обуче­ния для учащихся младших классов не должно превышать 3-4-х ч, старших — 4-6 ч. Это касается просмотра телефильмов, видеофильмов и так далее. Продолжительность их непрерывного применения в учеб­ном процессе устанавливают согласно табл. 7-8.

Таблица 7-8. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

КлассыДлительность просмотра, мин
диафильмов, диапозитивовкинофильмовтелепередач
1-27-1515-2015
3-415-2015-2020
5-720-2520-2520-25
8-1125-3025-30

Большинство современных школ компьютеризированы, что предс­тавляет сложную гигиеническую проблему. Учебные занятия в кабине­тах информатики связаны с длительным сохранением рабочей позы, высокой нагрузкой на зрительный нерв, мышечную и нервную системы, поэтому необходимо соблюдение санитарно-гигиенических требований по организации компьютерных классов и организации рабочего места учащегося.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора непосредственно на экране видеотерминала. На уроке она не должна превышать для учащихся в 1-4-го классов 15 мин; для учащихся в 5-7-го классов — 20 мин, для учащихся в 8-9-го класса — 25 мин; для учащихся в 10-11 классов на первом часу учебных занятий — 30 мин, на втором — 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для учащихся 1-4-го классов составляет один урок, для учащихся в 5-8-го классов — 2 урока, для учащихся 9-11 клас­сов — 3 урока.

Запрещают сдвоенные уроки в младших классах. Сдвоенные уроки информатики разрешены только для учащихся 10-11-го классов с об­щей продолжительностью работы на компьютере не более 40 мин (20 мин на каждом уроке, причем работу с компьютером лучше прово-

 

дить во вторую половину урока, остальное время используют для теоре­тических занятий).

По основам информатики и вычислительной техники должно быть не более 2-х уроков в неделю для учащихся 10-11 -х классов, для осталь­ных классов — один урок в неделю.

При производственном обучении учащихся старших классов 50% времени следует отводить на теоретические и 50% времени на практи­ческие занятия. Время производственной практики учащихся старших классов во внеучебное время должно быть ограничено для учащихся старше 16 лет тремя часами, а для учащихся моложе 16 лет — двумя ча­сами, с обязательным соблюдением режима работы и проведением про­филактических мероприятий: гимнастики для глаз (через 20-25 мин), физических упражнений (через 45 мин).

Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуют проводить не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью для учащихся во 2-5-м классах не более 60 мин; для учащихся в 6-м классе и старше — не более 90 мин

Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся 2-5-го классов и 15 мин для учащихся старших классов. Их рекомендуют проводить в конце заня­тия. Перерывы между уроками должны быть не менее 10 мин с одноча­совым перерывом для обеда перед третьей парой уроков.

Занятия в кружках должны организовывать не раньше, чем через один час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2-х раз в неделю общей продолжительностью не более 60 мин (2-5 классы) и до 90 мин (6-11 классы).

Занятия с ЭВМ в оздоровительно-образовательных лагерях, органи­зуемых в период школьных каникул, рекомендуют проводить не более 6 дней в неделю. Общую продолжительность занятий с компьютером в них рекомендуют ограничить для детей 7-10 лет одним занятием в пер­вую половину дня продолжительностью не более 45 мин; для детей 11-13 лет — двумя занятиями по 45 мин (одно проводят в первой поло­вине дня и другое — во второй половине дня; для детей 14-16 лет — тре­мя занятиями по 45 мин каждое (два проводят в первой половине дня и одно — во второй половине дня).

В оздоровительно-образовательных лагерях в период школьных ка­никул компьютерные игры с навязанным ритмом рекомендуют прово­дить не более одного раза в день продолжительностью до 10 мин для де­тей младшего школьного возраста; до 15 мин — для детей среднего и старшего школьного возраста. Запрещено проводить компьютерные иг­ры перед сном.

 

Мероприятия для предупреждения переутомления

  • Проведение упражнений для глаз через каждые 20-25 мин работы
    за видеотерминалом или компьютером.
  • Устройство перерывов после каждого академического часа занятий
    независимо от учебного процесса, длительностью не менее 15 мин.
  • Проведение во время перерывов сквозного проветривания помеще­
    ний с видеотерминалом или компьютером с обязательным выходом из
    него студентов.
  • Осуществление во время перерывов упражнений физкультурной
    паузы в течение 3-4-х мин.
  • Проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2-х мин
    для снятия локального утомления, которые выполняют индивидуально
    при появлении начальных признаков усталости.