ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЗАКАЛИВАНИЯ

Необходимым условием всестороннего развития, укрепления здо­ровья и повышения сопротивляемости организма детей считают их пра­вильное физическое воспитание и закаливание. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и фи­зического развития, расширение функциональных возможностей расту­щего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом состояния здоровья, возрастно-половых возможностей детей и сезона года.

Физкультурные занятия выступают основной формой организован­ного систематического обучения детей физическим упражнениям. Всю работу по физическому воспитанию детей осуществляют воспитатели групп при регулярном контроле со стороны медицинских работников и заведующей дошкольным учреждением.

Динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием детей и оценка эффективности воздействия средств физи­ческого воспитания осуществляют при плановых профилактических осмотрах детей врачами ДОУ. В обязанности врача входит системати­ческий контроль организации всех разделов физического воспитания, закаливания в детском саду и проведение медицинского наблюдения на физкультурных занятиях не менее 2-х раз в год в каждой возрастной группе. Медицинская сестра осуществляет ежемесячный контроль про­ведения утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероп­риятий, а также постоянный контроль санитарно-гигиенического состо­яния мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви; проводит санитарно-прос-ветительскую работу по вопросам физического воспитания дошкольни­ков среди персонала и родителей.

Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять не менее 50% всего объема суточной двигательной активности, а во время прогулок за территорию ДОУ — 35-40%. Орга­низованные формы двигательной деятельности должны включать: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воз­духе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражне­ния, ритмическую гимнастику, занятия на тренажерах, плавание, на ко­торые отводят в общем времени пребывания ребенка в ДОУ до 6-8 ч в нед с учетом психофизиологических особенностей детей, времени года и режима работы.

 

Физкультурные занятия для дошкольников проводят не менее 3-х раз в неделю. Длительность занятия зависит от возраста детей и состав­ляет в младшей группе 15 мин; в средней группе — 20 мин; в старшей группе — 25 мин; в подготовительной группе — 30 мин.

Одно из трех физкультурных занятий для детей 5-7 лет следует круглогодично проводить на открытом воздухе, но только при отсут­ствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у них спор­тивной одежды, соответствующей погодным условиям. Занятия на отк­рытом воздухе организуют с учетом местных климатических особен­ностей.

ВЫЯВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Дети, посещающие дошкольное учреждение, в зависимости от состо­яния здоровья, функционального состояния, особенностей физической подготовленности могут иметь временные ограничения в занятиях физ­культурой. С этой целью проводят выявление физической подготов­ленности для определения уровня функционального состояния, кото­рое включает: оценку времени задержки дыхания (проба Штанге на вдохе и проба Генча на выдохе, табл. 6-7); проведение ортостатической пробы; выполнение нагрузочной пробы.

Таблица 6-7. Ориентировочные показатели пробы Штанге и Генча в секундах

Возраст, летМальчикиДевочки
ШтангеГенчаШтангеГенча
524122212
630142614
 36143015

Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за од­ну минуту менее 16 от исходного — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 — ниже среднего Оценка результатов пробы с 20-ю приседаниями за 30 с — время восстановления пульса к исход тому уровню: менее 3-х минут — хороший результат, от 3-х до 4-х мин — сред­ний, более 4-х мин — ниже среднего.

На основании проведенных проб и для индивидуального подхода при назначении различных средств физического воспитания выделяют 2 группы детей:

  • 1 основная группа — дети, не имеющие никаких медицинских и пе­дагогических противопоказаний и ограничений для занятий в полном объеме программы физического воспитания;

 

  • 2 ослабленная группа — дети, имеющие ограничения временного характера в величине, интенсивности физической нагрузки и объеме за­каливающих мероприятий, К ослабленной группе относят детей II и III групп здоровья, в основном, часто и длительно болеющих.

Дети, отнесенные к ослабленной группе, должны иметь индивиду­альные планы закаливающих мероприятий и получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкуль­турных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных уп­ражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения. Однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны. Дети ослабленной группы должны находиться под постоянным наблюдени­ем медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья, их без задержки можно переводить на общий режим дошколь­ного учреждения. Дети, отнесенные к ослабленной группе и за время пребывания в детском саду не переведенные в основную, в школе долж­ны заниматься по программе физического воспитания подготовитель­ной группы.

ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Физкультурные занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность де­тей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма (подвижные игры, бег, прыжки, лазание).

Задачи заключительной части: обеспечение постепенного перехода от повышенной к спокойной мышечной деятельности, уменьшение дви­гательного возбуждения при сохранении бодрого настроения детей.

С помощью хронометража определяют общую продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкуль­турного занятия зависит от возраста и в 3-4 года составляет 15 мин; в 4-5 лет — 20 мин; 5-6 лет — 25 мин; 6-7 лет — 30 мин. Вводная часть за­нимает 2-6 мин, основная — 15-25 мин, заключительная — 2-4 мин. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие уп­ражнения отводят 3-7 мин, на основные виды движений — 8-12 минут и на подвижную игру — 4—6 минут.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и увеличения среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей

Моторная плотность занятия (отношение времени занятия, затра­ченного ребенком на движения, к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) в зале должна составлять не менее 70%; на воздухе — не менее 80%. Моторная плотность = (время, затраченное на движения/общее время занятия)ХЮ0%.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение ЧСС отрезками по 10 с до занятия, после вводной части, об-щеразвивающих упражнений, основных движений — подвижной игры, заключительной части и по окончанию восстановительного периода в течение 3-5 мин.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале увели­чение среднего уровня ЧСС у детей 3-4-х лет должно составлять до 130-140 ударом в минуту, на воздухе до 140-160 ударов в минуту; у де­тей 5-7 лет в зале — до 140—150 ударов в минуту, на воздухе — до 150-160 ударов в минуту.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во ввод­ной части занятия ЧСС возрастает на 15-20%, в основной части — на 50-60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной иг­ры учащение ее достигает 70-90% (до 100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные зна­чения на 5-10%, после занятий (спустя 2-3 мин) возвращается к исход­ному уровню.

Эффективность занятий физическими упражнениями и свободной двигательной деятельности детей зависит от условий, в которых они проводятся. Максимальный оздоровительный эффект достигают при проведении занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и так далее на открытом воздухе

Спортивная площадка и физкультурный зал в каждом дошкольном учреждении должны быть соответственно оборудованы. Дети занима­ются в спортивной форме, которая должна быть удобной, легкой и чис­той; на ногах — тапочки на резиновой подошве или чешки При нали­чии условий (теплый пол) можно заниматься в носках или босиком. Воспитатель должен быть в спортивном костюме и соответствующей обуви.

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ее оценку осуществляют на основе динамики состояния здоровья де­тей, развития двигательных качеств и навыков на каждом году жизни. Тес­тирование физической подготовленности дошкольников проводит воспи­татель по физической культуре в начале учебного года (сентябрь-октябрь) и в конце его (апрель-май) и контролирует методист (старший воспита­тель) ДОУ. Оценку уровня физической подготовленности медицинская сестра вносит в «Медицинскую карту». Разрешение на проведение тести­рования физической подготовленности детей дает медперсонал ДОУ.

ЗАКАЛИВАНИЕ

Обязательным компонентом физического воспитания детей рас­сматривают закаливание. Оно включает систему мероприятий:

  • элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохлад­
    ной водой, аэрацию помещений, правильно организованные прогулки,
    физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в
    помещении и на открытом воздухе;
  • специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные.

При их проведении необходимо строго соблюдать основные прави­ла: постепенность увеличения дозы закаливающего фактора, регуляр­ность проведения и учет индивидуальных особенностей детей и состоя­ния их здоровья. Закаливающие мероприятия меняют по силе и дли­тельности в зависимости от сезона года, температуры воздуха в группо­вых помещениях, эпидемиологической обстановки. В закаливании ор­ганизма имеет значение и одежда, отвечающая гигиеническим требова­ниям и зависящая от температуры воздуха и погодных условий.

Перед началом закаливания следует распределить детей на группы.

  • I группа — здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые.
    Им показаны все формы закаливания и физического воспитания.
  • II группа — здоровые дети, впервые приступающие к закаливаю­
    щим мероприятиям, часто болеющие дети, с физическим развитием ни­
    же среднего, страдающие хроническим тонзиллитом, экссудативным
    диатезом, анемией. Для детей II группы ограничивают физическую наг­
    рузку, температура воды во время процедур должна быть на 2 °С выше,
    чем в I группе. Широко используют закаливание воздухом.
  • III группа — дети с хроническими заболеваниями и частыми их
    обострениями, с органическими поражениями сердца, дети, вернувшие­
    ся в ДОУ после длительных заболеваний. Этой группе детей, назнача­
    ются лечебную физкультуру, только местные водные процедуры, про­
    водить которые следует осторожно, при температуре воздуха и воды на
    4-6 °С выше, чем у детей I группы.