ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ТИПЫ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Здоровье детей дошкольного возраста, как и других групп населе­ния, социально обусловлено и зависит от состояния окружающей сре­ды, здоровья родителей и наследственности, условий жизни и воспита­ния ребенка в семье. В связи с этим медицинское обслуживание детей в детских дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) требует особого внимания.

ДОУ организуют для детей в возрасте от 2-х мес до 7 лет. Подбор группы детей должен учитывать возможность организации в ней режи­ма дня, максимально соответствующего анатомо-физиологическим осо-

 

бенностям каждой возрастной группы. Дошкольные учреждения могут работать как дневные с длительностью пребывания в них детей 9, 10 или 12 ч, так и круглосуточные или как учреждения интернатского ти­па. Вместимость вновь строящихся дошкольных образовательных уч­реждений не должна превышать 350 мест; вместимость ДОУ, пристро­енных к торцам жилых домов и встроенных в жилые дома, — не более 150 мест. Вместимость ДОУ для сельских населенных мест и поселков городского типа рекомендуется не более 140 мест.

Типы дошкольных детских образовательных учреждений.

  • Детские сады, ясли-сады общего типа.
  • Ясли-сады санаторного типа для детей с виражом туберкулиновых
    проб, имевших контакт с больными туберкулезом.
  • Дома ребенка для детей без существенных отклонений в состоя­
    нии здоровья.
  • Дома ребенка для детей с грубыми органическими поражениями
    ЦНС.
  • Дошкольные детские дома общего типа.

Создаваемые образовательные учреждения нового т и на для детей от 3-х до 10 лет.

  • Детский сад-начальная школа;
  • Детский сад-начальная школа компенсирующего вида для коррек­
    ции отклонений в физическом и психическом развитии поспиганников
    и обучающихся.
  • Прогимназия с приоритетным осуществлением одною или нес­
    кольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интел­
    лектуального, художественно-эстетического, физическо! о и др.).

Основные цели таких учреждений: обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, создание опти­мальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Комплектование в группах ДОУ для здоровых дегей проводится с учетом возраста (табл 6-2).

В настоящее время функционируют специализированные (коррек-ционные) дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта (умственно отсталые дети); с нару­шением слуха, речи, зрения; группы детей с неврологическими заболе­ваниями; дисметаболической нефропатией; аллергическими заболева­ниями.

Таблица 6-2. Наполняемость групп в ДОУ

ГруппыВозрастКоличество детей в группе
Ясельная
Первая группа раннего возраста Вторая группа раннего возраста Первая младшая группаот 2-х мес до 1 года от 1 шда до 2-х лет от 2-х до 3-х лет10 15 15
Дошкольные
Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группаот 3-х до 4-х лет от 4-х до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7-ми лет20(15) 20(15) 20(15) 20(15)

Примечание. В скобках дано оптимальное количество детей в группах

В детские дошкольные учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата направляют детей с остаточными явлениями перенесенного полиомиелита детским церебральным параличом, ско­лиозом, хондродистрофией, артрогриппозом, миопатией, врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата.

Не подлежат направлению в ДОУ: дети, не способные передвигать­ся без посторонней помощи в силу тяжести своего заболевания, дети, страдающие олигофренией в степени имбицильности, идиотии, с выра­женными нарушениями слуха и зрения, а также имеющие противопока­зания для приема детей в ДОУ общего типа.

В детские сады для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) направляют детей с легкой умственной отсталостью (оли­гофрения в стадии дебильности). В этих детских садах организуются диагностические группы, в которых определяется степень задержки умственного развития ребенка.

Не подлежат направлению в детские сады этого типа: больные оли­гофренией в стадии имбицильности и идиотии; слепые, слабовидящие; глухие, слабослышащие; дети с нарушением функции опорно-двига-телыюю аппарата, требующие индивидуального ухода; с интеллекту­альным недостатком в резидуальном периоде (направляются не ранее, чем через 1 год после перенесенной нейроинфекции и других заболева­ний нервной системы); с болезнью Дауна; с судорожными припадками, шизофренией, эпилепсией, дети, страдающие психопатоподобным по-

 

ведением и другими психическими заболеваниями, требующими актив­ного лечения; дети с первичными эндокринными заболеваниями.

В детские сады для слабослышащих детей, в дошкольный детский дом для глухих детей направляются дети с нарушением слуха. В них не могут быть направлены больные с умственной отсталостью; тяжелыми нарушениями моторики, требующие ухода; с нсихоиатоподобным пове­дением; слепоглухие дети.

Глухие и слабослышащие дети, имеющие легкую умственную отста­лость, направляются в группу для детей со сложным дефектом

В логопедические детские сады и логопедические группы в детских садах (логопед работает несколько раз в неделю) направляют детей с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, заиканием (с 3-х лет). У ребенка должны быть сохранены слух, интеллект, зрение. Противопоказаниями к направлению — умственная отсталость, психопатоподобные состояния.

В детские сады (группы) для детей с неврологическими заболевани­ями направляют больных детей детским церебральным параличом, пос­ледствиями перенесенной родовой травмы в виде пирамидного синдро­ма; нарушением осанки, нестабильностью шейного о i дел а позвоночни­ка; акушерскими параличами (Дюшена-Эрба и др.); задержкой станов­ления моторных функций; последствиями перенесенных тболеваний, в том числе нейроинфекций, в виде двигательных нарушений.

В детские сады для детей с нарушением зрения направляю! больных с различной степенью снижения остроты зрения, косоглазием.

В некоторых детских садах функционируют специальные (коррек-ционные) группы для детей с дисметаболической нефропа! ней (оксалу-рия, уратурия, фосфатурия), аллергическими заболеваниями. Напол­няемость этих групп устанавливается в зависимости oi возраста: до 3-х лет — 10 детей, старше 3-х лет — 15 детей.

Медицинское обслуживание детей в школах, детских садах обеспе­чивается медперсоналом, который наряду с администрацией учрежде­ния несет ответственность за здоровье и физическое воспитание детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение са­нитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.

Лечебно-профилактическую работу в ДОУ обеспечивает детская по­ликлиника, в районе деятельности которой оно расположено, а также медицинскими работниками ДОУ Организационно-методическое ру­ководство и контроль медицинского обеспечения детей в образователь­ных учреждениях осуществляют специальные отделения поликлиник — отделение организации медицинской помощи детям и подросткам (ООМПДП).

 

Штатные нормативы врачей для обеспечения работы в дошкольных учреждениях устанавливаются из расчета один педиатр на 180-200 де­тей в детских яслях (ясельных группах яслей/садов) и один педиатр на 600 детей в детских садах.

Для непосредственного наблюдения за детьми в детских садах пре­дусмотрена одна должность медицинской сестры или фельдшера: на 400 детей в детских садах, на 50 детей в санаторных детских садах, на 100 детей в детских яслях, на 30 детей в санаторных детских яслях. При наличии в ДОУ 12 групп детей, в том числе четырех групп ясельного возраста, устанавливают 1,5 ставки старшей медицинской сестры и 0,5 ставки патронажной медицинской сестры; при наличии в детском саду 6 групп — одну ставку старшей медицинской сестры.

Медицинское наблюдение за детьми в ДОУ осуществляется в соот­ветствии с функциональными обязанностями врача и среднего медра­ботника.

Функциональные обязанности врача-педиатра, оказывающего ме­дицинскую помощь в ДОУ

  • Диспансерное наблюдение за здоровыми и больными детьми (про­
    ведение текущих и углубленных профилактических осмотров в декре-
    i ированные сроки с анализом данных скрининг-тестов и лабораторного
    обследования, распределение по группам здоровья).
  • Коррекция отклонений в состоянии здоровья совместно с педаго­
    гическим персоналом, проведение оздоровительных мероприятий.
  • Проведение работы по организации профилактических осмотров
    воспитанников и проведение профилактических прививок.
  • Ежедневный амбулаторный прием впервые поступивших или вер­
    нувшихся после болезни детей с целью оказания экстренной медицинс­
    кой помощи (при необходимости).
  • Выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание
    первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев.
  • Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ.
  • Проведение мероприятий по облегчению адаптации вновь посту­
    пивших детей, ее коррекция совместно с педагогом.
  • Контроль режима дня и оказание методической помощи в органи­
    зации учебно-воспитательного процесса.
  • Контроль физического воспитания и закаливания (распределение
    на медицинские группы для занятий физической культурой, анализ эф­
    фективности физического воспитания с оценкой физической подготов­
    ленности).
  • Гигиеническое воспитание в детском коллективе (рекомендации
    по формированию навыков здорового образа жизни с персоналом и

 

детьми, организация «дней здоровья», игр, викторин на медицинскую тему, профилактика близорукости, кариеса, нарушений осанки и др ).

  • Контроль и анализ качества питания.
  • Мероприятия по формированию функциональной готовности к
    обучению в школе.
  • Противоэпидемическая работа и иммунопрофилактика (планиро­
    вание и анализ вакцинаций, осмотр перед прививкой).
  • Проведение санитарно-просветительской работы.
  • Ведение медицинской документации, установленной МЗ РФ.

Врач ведет историю развития ребенка по форме № 026/у-2000, жур­налы осмотра детей в декретированные сроки и диспансерных больных (форма № 030/у)

При переводе ребенка из одного ДОУ в другое врач учреждения, ко­торое он посещал, или участковый педиатр составляет выписку из ме­дицинской карты ребенка.

Педиатр представляет заведующему отделением ООМПДП анализ состояния здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению. Исходя из основных задач, врач разрабатывает план работы на год, который утверждает главный врач поликлиники (заведующий отделением).

Обязанности медсестры (фельдшера)

  • Контроль санитарно-гигиенических условий и всех режимных мо­
    ментов, гигиенического воспитания в детском коллективе.
  • Контроль состояния фактического питания, выполнения меню,
    бракеража сырой и готовой продукции.
  • Иммунопрофилактика (вакцинация, контроль сосюяпия здо­
    ровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на при­
    вивку, проведение туберкулиновых проб).
  • Контроль физического воспитания, закаливания.
  • Контроль течения адаптации и проведения медико-педагогичес­
    кой коррекции.
  • Проведение скрининг-тестов по выявлению отклонений в состоя­
    нии здоровья
  • Контроль проведения и выполнения назначенных оздоровитель­
    ных мероприятий.
  • Ведение документации

Медсестра организует и подготавливает детей к любому виду осмот­ра, проводит диагностические пробы (реакцию Манту), забор материа­ла для лабораторных исследований (посев кала на кишечную группу, анализ кала на яйца глистов), проводит изоляцию заболевших детей и наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больны-

 

ми, организует проведение текущей дезинфекции. В отсутствие врача проводит мероприятия, свойственные врачу: осуществляет прием детей в медицинском кабинете после отсутствия ребенка в детском саду более 5 дней, оказывает неотложную помощь в случае острого заболевания. Медсестра составляет заявки на медикаменты, бактериальные препара­ты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппа­ратуру, ведет их учет и отчетность, является материально-ответствен­ным лицом.

В составе медицинского блока в ДОУ должены быть следующие по­мещения: медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор, поме­щение для приготовления дезинфицирующих средств, туалетная. Ме­дицинский надзор за санитарно-гигиеническими условиями в ДОУ осуществляется на основании требований, изложенных в соответствую­щих нормативных документах.