КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

В соответствии с приказом № 309 от 6.08 1999, в первые классы шко­лы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотре­нию родителей. Прием в школу детей седьмого года жизни осуществля­ется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием детей в 1 классы осуществляется на основании зак­лючения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ре­бенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следу­ет проводить в условиях школы, учебно-воспитательного комплекса или детского сада с соблюдением всех гигиенических требований по ор­ганизации обучения детей с шестилетнего возраста.

В школу ребенок должен прийти функционально «зрелым». Уста­новлено, что у «незрелых» школьников учебная деятельность оказыва­ет неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и здоровье, они часто становятся неуспевающими. Большая часть функ­ционально неготовых учащихся не адаптируется к школе на протяже­нии всего 1 года обучения. Определение готовности детей к обучению в школе проводится врачом по медицинским и психофизиологическим критериям.

Медицинские критерии

  • Уровень биологического развития: биологический возраст соотве­
    тствует паспортному, если физическое развитие нормальное (длина со­
    ответствует возрасту, масса соответствует длине), количество постоян­
    ных зубов 2-6 и более у девочек, 2-5 и более у мальчиков (табл. 3-14);
    положительный «филиппинский» тест.
  • Уровень резистентное™ хороший — не более 3 острых заболеваний
    в год, предшествующий поступлению в школу.
  • Состояние здоровья группа здоровья I, II или III в состоянии ком­
    пенсации. Отсутствие заболеваний за прошедший год, таких как инфек­
    ционный гепатит, пиелонефрит, миокардит неревматический, меншп и г
    шидемический, менингоэнцефалит, туберкулез, ревматизм в активной
    фазе, болезни крови.

 

Таблица 3-14. Оценка биологического возраста (появление постоянных зубов)

 

Паспортный возрастПолЗубная зрелость по отношению к паспортному возрасту
ОтстаетСоответствуетОпережает
6 летМальчики Девочки0-1 зуб 0-1 зуб2-4 зуба 2-6 зубов5-9 зубов 7-12 зубов
6,5 летМальчики Девочки0-1 зуб 0-3 зуба2-6 зубов 3-8 зубов7-10 зубов 9-12 зубов
7 летМальчики Девочки0-4 зубов 0-5 ^убов5-10 зубов 6-11 зубов11-12 зубов 12 зубов

Психолого-педагогические критерии

  • Школьная зрелость по психометрическому тесту Керна-Иерасека
    от 3 до 5 баллов.
  • Сформированность школьных умений и навыков
  • Освоение программы воспитания в детском саду в полном объеме.
  • Качество звукопроизношения без дефектов.
  • Уровень психического развития, соответствующий возрасту.

Педагог-психолог, консультирующий ребенка в возрасте 6-7 лет, ис­пользуя систему психологических методик, определяет интеллектуаль­ный уровень развития и дает заключение о степени готовности к обуче­нию в школе: «к обучению в школе готов», «подготовлен слабо», «не го­тов» и дает соответствующие рекомендации.

Готовые к обучению в школе — это дети, успешно осваивающие прог­рамму детского сада, имеющие нормальный уровень психического раз­вития и школьной зрелости (тест Керна-Иерасека от 2 до 5 баллов), по­ложительный результат за выполнение мотометрического теста. Биоло­гический возраст соответствует паспортному, редко болеют, не имеют хронических заболеваний и дефектов произношения. У этих детей, как правило, нет отклонений в биологическом анамнезе.

Условно готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хроничес­кие компенсированные заболевания, с определенными трудностями справляющиеся с программой воспитания в детском саду, их биологи­ческий возраст отстает от паспортного, они имеют начальные отклоне­ния в поведении и нервно-психическом развитии. У них не полностью сформированы навыки школьной зрелости, тест Керна-Иерасека от 6 до 7 баллов — «зреющий» вариант А (прогноз благоприятный); тест Керна-Иерасека от 8 до 9 баллов — «зреющий» вариант Б (прогноз ус­ловно благоприятный), положительный результат за выполнение мото­метрического теста. Имеют один или два дефекта произношения.

 

Не готовые к обучению в школе — это дети, имеющие хронические за­болевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные функциональ­ные отклонения, отклонения в поведении, несформированные школь­ные навыки (тест Керна-Иерасека — 10 и более баллов при повторном исследовании). Биологический возраст не соответствует паспортному; нет осознанного отношения к учебе, не справляются с программой детс­кого сада, имеют множественные дефекты звукопроизношения. Как правило, это дети с выраженными отклонениями в биологическом анамнезе.

Ребенок считается незрелым, если получает 10-15 баллов за тест Керна-Иерасека независимо от выполнения других проб (при первом исследовании). Критериями незрелости являются отставание в нервно-психическом развитии, физические недостатки, невротическое разви­тие личности, сниженный интеллект.

Оценка результатов теста Керна-Иерасека

Задание № 1. «Рисунок человека» (рис. 3-5). Исследование психофизи­ологической зрелости проводится медицинской сестрой или воспитателем детского сада, а также медицинской сестрой или врачом поликлиники.

Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

  • 1 балл — у нарисованной фигуры (мужчины) должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы, воз­можно, шапка или шляпа, уши; на лице — глаза, нос, рот. Верхние ко­нечности заканчиваются рукой с 5 пальцами. Должны быть видны дета­ли мужской одежды.

 

  • 2 балла — выполнение всех требований, как при оценке в один балл.
    Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, 1 палец руки, но не
    должна отсутствовать какая-либо часть лица.
  • 3 балла — у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, ру­
    ки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши,
    волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
  • 4 балла — примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая
    конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
  • 5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Ка­
    ракули.

Задание № 2. «Срисовывание написанного текста» (рис. 3-6). Каж­дое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наи­худшая оценка).

Рис. 3-6. Образец и рисунок текста, написанного ребенком

  • 1 балл — срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы
    больше образца не более чем в 2 раза и образуют 3 слова. Строка откло­
    нена от прямой линии не более чем на 30°.
  • 2 балла — предложение можно прочитать. Буквы по величине близ­
    ки к образцу, их стройность не обязательна.
  • 3 балла — буквы должны быть разделены не менее чем на 2 группы.
    Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
  • 4 балла — с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв име­
    ет еще видимость письма.
  • 5 баллов — каракули.

Задание № 3. «Срисовывание группы точек» (рис. 3-7). Каждое задание оценивается баллами от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка).

 

Рис. 3-7. Образец и рисунок точек, нарисованный ребенком

  • 1 балл — точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не
    кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали.
  • 2 балла — возможно незначительное нарушение симметрии: одна
    точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изобра­
    жение кружков вместо точек.
  • 3 балла — группа точек грубо похожа на образец. Возможно нару­
    шение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника,
    перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или боль­
    шее количество точек (не менее 7, не более 20).
  • 4 балла — точки расположены кучно, их группа может напоминать
    любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несуще­
    ственны. Другие изображения, например, линии недопустимы.
  • 5 баллов — каракули.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий представляет об­щий результат исследования по этому тесту.

Исследование качества произношения. Ребенку предлагается по кар­тинкам последовательно перечислять вслух предметы, в которых встре­чаются звуки «Р, Л, С, 3, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ» в начале, в середине или в кон­це слова. Наличие хотя бы одного дефекта указывает на невыполнение задания.

Пример: рак — ведро — топор; жук — лыжи — нож; щетка — ящерица — плащ.

Выполнение мотометрического теста «вырезание круга». Ребенку дают картонную карточку, на которой изображен толстой линией круг, диаметром 30 мм, вокруг которого имеются 3 больших и 3 мень­ших по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 3 мм друг от друга. Ребенку предлагают вырезать ножницами круг по средней утолщенной линии. После того как он разрезал карточку до толстой линии, фиксируют время начала и окончания работы по се-

 

кундомеру. Выполненным считается мотометрический тест, если ре­бенок за 1 мин вырезает 8/э круга. Отклонение от утолщенной линии допускается не более 2 раз, если ребенок в процессе работы перереза­ет одну из тонких линий, или 1 раз, если он перерезает две тонкие ли­нии. Разрешается 2 попытки. Тест считается невыполненным при пре­вышении времени выполнения более 1 мин и большом количестве ошибок.

Организованные дети, не готовые к школьному обучению по психо­физиологическим показателям (незрелые), временно не допускаются в школу. Временная отсрочка от приема в школу рекомендуется детям с отставанием биологического развития, а именно рост ниже среднего на 1 сигму или ниже 10 центиля по местным стандартам физического раз­вития, прибавка в росте за последний год менее 4 см; полное отсутствие постоянных зубов. Организованные дети остаются в подготовительной группе на следующий год, а неорганизованных рекомендуют опреде­лить в подготовительную группу детского сада.

Работа врача по определению готовности к школе проводится в 2 эта­па и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию разви­тия школьно-необходимых функций. Первое обследование с определе­нием психофункциональной готовности к школе проводится осенью то­го года, в котором ребенок пойдет в школу. Ребенка осматривают: врач-педиатр, специалисты — хирург, ортопед, офтальмолог, отоларинголог, дерматолог, психоневролог, логопед, стоматолог, педагог-психолог. Де­тям, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначают комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Дошкольникам, у которых выявлено отставание в развитии речи, рекомендуется комплекс упраж­нений по их коррекции, которые осуществляет врач-логопед. Занятия по развитию моторики проводятся воспитателями детского сада или ро­дителями.

Повторный осмотр всех детей осуществляется перед поступлением их в школу (в апреле-мае) теми же специалистами. Одновременно про­водится повторное психофизиологическое обследование детей, приз­нанных не готовыми к школе при первом обследовании. В это же время целесообразно проводить анкетирование родителей на предмет выявле­ния у детей синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, кото­рый может существенно затруднить обучение детей и поэтому требует дополнительных медико-профилактических мероприятий.

Непосредственно перед оформлением в школу ребенка повторно ос­матривают специалисты Ему проводят общие анализы крови, мочи, ис­следуют кал на наличие яиц глистов. Оценивается эффективность про­веденного лечения и состояние здоровья ребенка, функциональная го-

 

товность к поступлению в школу. Алгоритм заключения следующий:

  • клинический диагноз (основной, сопутствующий);
  • оценка физического развития;
  • оценка нервно-психического развития;
  • группа здоровья;
  • медицинская группа для занятий физкультурой;
  • медико-педагогическое заключение о готовности к обучению с оп­
    ределенного возраста;
  • рекомендации по оздоровлению, режиму, пи ганию.