ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ПОСТУПЛЕНИЮ В ШКОЛУ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Подготовка детей к поступлению в школу ведется постоянно во всем периоде дошкольного детства. В целях максимального оздоровления выявленных больных к моменту поступления в школу проводятся комплексные углубленные осмотры в возрасте 3, 5 лет, за год и в год поступления в школу.

В функциональные обязанности участкового врача поликлиники и врача ДОУ входит совместная с педагогом работа по определению го­товности ребенка к обучению в школе и оценка школьной зрелости.

Школьная зрелость или готовность ребенка к систематическому обучению в школе — это тот уровень морфофизиологического и психо­физиологического развития, при котором требования систематического обучения не являются чрезмерными и не приводят к нарушению здо­ровья ребенка, физиологической и психологической дезадаптации, сни­жению успешности обучения.

Совокупность факторов, определяющих готовность детей к обуче­нию в школе, — основное условие успешной адаптации к школе. Эти факторы следующие.

 

  • Зрительно-пространственное восприятие: дети способны разли­
    чать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и
    на плоскости (над-под, на-за, перед-возле, сверху-внизу, справа-слева и
    т.п.); различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал,
    квадрат, ромб и т.п.) и сочетания фигур; способны к классификации фи­
    гур по форме, величине; различают и выделяют буквы и цифры, напи­
    санные разным шрифтом; способны мысленно находить часть от целой
    фигуры, достраивать  фигуры  по  схеме,  конструировать  фигуры
    (конструкции) из деталей.
  • Зрительно-моторные координации: дети могут срисовывать прос­
    тые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с
    соблюдением размеров, пропорций соотношения штрихов.
  • Слухо-моторные координации: дети могут различа! ь и воспроизво­
    дить несложный ритмический рисунок; способны вы полня гь под музы­
    ку ритмические (танцевальные) движения.
  • Развитие движений: дети уверенно владеют элементами техники
    всех бытовых движений; способны к самостоятельным, точным ловким
    движениям, производимым под музыку; осваивают и правильно реали­
    зуют сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, ката­
    нии на коньках, велосипеде и т.п.; выполняют сложнокоординирован­
    ные гимнастические упражнения; осуществляют координированные
    движения пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при
    работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т.п.; выполняют прос­
    тые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, ова­
    лы, круги и т.п.), способны овладеть игрой на различных музыкальных
    инструментах.
  • Интеллектуальное развитие: проявляется в способности к система­
    тизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов,
    к анализу простых причинно-следственных связей; самостоятельном
    интересе к животным, к природным объектам и явлениям; познаватель­
    ной мотивации. Дети наблюдательны, задают много вопросов; имеют
    элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте,
    жизни;
  • Развитие внимания: возможно произвольное внимание, однако ус­
    тойчивость его еще невелика (10-15 мин) и зависит от внешних усло­
    вий и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Развитие памяти и объема внимания: количество одновременно
    воспринимаемых объектов невелико (1-2); преобладает непроизволь­
    ная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается
    при активном восприятии; возможно произвольное запоминание. Дети
    умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и про-

 

контролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные обра­зы, чем словесные рассуждения; способны овладевать приемами логи­ческого запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группиров­ка). Однако не способны быстро и часто переключать внимание с одно­го объекта, вида деятельности и т. п. на другой.

  • Произвольная регуляция: возможность волевой регуляции поведе­
    ния (на основе внутренних побуждений и установленных правил); спо­
    собность проявлять настойчивость, преодолевать трудности.
  • Организация деятельности: проявляется в способности восприни­
    мать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены
    цель и четкая задача действия; возможности планировать свою деятель­
    ность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алго­
    ритм сложного последовательного действия самостоятельно вырабо­
    тать еще не способны; способности сосредоточенно, без отвлечений ра­
    ботать по инструкции 10-15 мин. Дети могут оценить качество своей
    работы, но дифференцированную оценку качества по определенным
    критериям дать затрудняются; они способны самостоятельно исправить
    ошибки и корректировать работу по ходу дела.
  • Речевое развитие: проявляется в правильном произношении всех
    звуков родного языка; способности к простейшему звуковому анализу
    слов; в хорошем словарном запасе (3,5-7 тыс. слов); грамматически
    правильном построении предложения; умении самое гоятельно переска­
    зать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам; свободном
    общений со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают
    вопросы, умеют выражать свою мысль). Дети способны передавать ин­
    тонацией различные чувства; они способны использовать все союзы и
    приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
  • Мотивы поведения: интерес к новым видам деятельности; к миру
    взрослых, стремление быть похожими на них; познавательные интере­
    сы; установление и сохранение положительных взаимоотношений с
    взрослыми и сверстниками; мотивы личных достижений, признания,
    самоутверждения.
  • Личностное развитие, самосознание и самооценка: дети способны
    осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и свер­
    стниками; стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремят­
    ся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
    их самооценка в разных видах деятельности может существенно отли­
    чаться; они не способны к адекватной самооценке, она в значительной
    степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родите­
    лей)

 

  • Социальное развитие: умение общаться со сверстниками и взрос­
    лыми, знание основных правил общения; хорошая ориентация не толь­
    ко в знакомой, но и в незнакомой обстановке; способность управлять
    своим поведением (дети знают границы дозволенного, но нередко экс­
    периментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); стремле­
    ние быть хорошими, первыми, сильное огорчение при неудаче; чуткое
    реагирование на изменение отношения, настроения взрослых.