ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ

Экспериментально-психологические исследования в психиа-
трии — это методы, направленные на выявление и анализ тех
или иных особенностей психики путем создания специальных
контролируемых условий. Они применяются для распознавания
и дифференциальной диагностики психических расстройств раз-
личного генеза, личностных особенностей.
Как правило, психологические экспериментальные методи-
ки, доступные врачу, представляют собой простые виды «ум-
ственных» и практических заданий, предлагаемых больным
в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей диф-
ференциальной диагностики и направленности на выявление тех
или иных расстройств психики.
Психологический эксперимент применяется для решения
дифференциально-диагностических задач и как способ выяв-
ления собственно психологических характеристик измененной

психической деятельности при разных психических расстрой-
ствах. В этих целях используются специальные, более слож-
ные экспериментально-психологические методы, применение
которых относится к компетенции патопсихологов и требует
специальной квалификации и опыта экспериментальной ра-
боты.
В настоящее время используется множество методических
приемов. Следует иметь в виду, что экспериментальные иссле-
дования не универсальны и направлены на выявление опреде-
ленных видов патологии психики. Экспериментальные методики
строятся по принципу моделирования определенных ситуаций,
требующих от больного какой-либо деятельности, в которой
и выявляются особенности расстройств.
Комплекс методик подбирают индивидуально в соответ-
ствии с конкретной дифференциально-диагностической задачей,
состоянием больного на момент обследования, уровнем его об-
разования и возрастом.
Результаты исследований позволяют использовать опре-
деленные характеристики измененной структуры психической
деятельности в качестве дополнительных дифференциально-
диагностических данных.
Для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления
внимания, снижения темпа психической деятельности приме-
няются следующие методики.
Корректурная проба (Bourdon, 1895) — больному предла-
гают вычеркнуть из стандартного текста буквы «К» и «Р». Бы-
строе выполнение задания с ущербом для точности наблюдается
при маниакальных и паралитических синдромах, чрезвычайно
медленное — при депрессивных состояниях, сосудистом и ином
органическом поражении мозга.
Счет по Крепелину (Krepelin E., 1895) — элементарная
арифметическая задача (складывание чисел «столбиком»). Темп
и точность выполнения отражают утомляемость и работоспособ-
ность больного.
Отсчитывание (Krepelin E., 1895) — последовательное вычи-
тание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100 (93, 86, 79,
72 и т.д.). Таким путем исследуются навыки счета, устойчивость
внимания, истощаемость, критика к своему состоянию.

Для выявления расстройств памяти используют заучива-
ние слов (или цифр), пересказ несложных сюжетов, опосредо-
ванное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных
по смыслу.
Метод пиктограмм (Лурия А.Р., 1973) заключается в том,
что больному предлагают с помощью собственноручных ри-
сунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные
экспериментатором 10–16 слов. Таким образом исследуют па-
мять — информативным является соотнесение результатов не-
посредственного и опосредованного запоминания.
Для изучения когнитивной деятельности больных исполь-
зуются раскрытие иносказательного смысла пословиц, мета-
форических выражений, сравнение предметов и понятий по
признакам сходства и отличий, а также специальные методики.
Ассоциативный эксперимент (Jung C., 1906). Использу-
ется для анализа характера ассоциаций пациента и скорости
их образования. Испытуемому зачитывают подготовленный
ряд слов и предлагают отвечать как можно быстрее на каждое
из них первым пришедшим в голову словом. Регистрируются
время реакции и ответы пациента. Анализируются семанти-
ческий уровень ответов, их адекватность стимулам, измене-
ния времени реакции на различные по содержанию стимулы,
внешние проявления эмоциональных реакций, соотношение
времени реакции на заведомо нейтральные или ситуацион-
но-значимые слова.
Психометрические методы исследования
интеллекта и аномального развития
Шкала Binet—Simon (1905, 1908). Шкала предназначена для
оценки интеллектуального развития ребенка. По совокупно-
сти выполнения заданий определяется уровень интеллекта —
Intellectual Quotinent (IQ) с помощью формулы соотношения по-
казателей умственного и хронологического возраста:

IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) ? 100.
В норме величина IQ, принятая за 100, колеблется от 70 до
130. Показатели IQ для дебильности составляют 70–50, для им-
бецильности 50–30 и для идиотии — менее 30. Интеллектуаль-

ные тесты при всей их ценности для диагноза нарушений психи-
ческого развития имеют определенные границы. У одного и того
же пациента IQ может колебаться во времени.
Тест Векслера (Wechsler D., 1949, 1955) является наиболее
известным и получившим широкое распространение во многих
странах. В настоящее время при исследовании пользуются не-
сколько вариантов теста Векслера, ориентированных на различ-
ные возрастные характеристики обследуемых.
Тест состоит из 11 отдельных методик (субтестов). Все суб-
тесты разделены на 2 группы — 6 вербальных и 5 невербальных.
К вербальным субтестам относятся следующие.
1. Общая осведомленность. Общая понятливость. Арифме-
тика.
2. Нахождение сходства. Воспроизведение цифровых рядов.
Словарь.
К невербальным субтестам относятся следующие.
1. Шифровка. Нахождение недостающих деталей в картине.
2. Кубики Кооса (Kohs S.C., 1923). Последовательность кар-
тин. Сложение фигур.
Результаты выполнения каждого субтеста оцениваются
в баллах. Затем по специальной таблице первичные оценки пе-
реводятся в унифицированные, позволяющие анализировать
разброс, шкальные оценки. С учетом возраста подсчитывается
отдельно вербальный и невербальный показатели, а затем общий
показатель. Тест Векслера используется не только для опреде-
ления уровня интеллектуального развития, структуры психиче-
ского дефекта, но и в дифференциально-диагностических целях
выявления признаков органических, эндогенных заболеваний,
расстройств личности.
Таблицы Равена (Raven J., 1936). Тест предназначен для
оценки способности к систематизированной, планомерной, ме-
тодичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из не-
вербальных заданий, и поэтому результаты тестирования меньше
зависят от образования и знаний пациента. Всего тест Равена
содержит 60 заданий, распределенных по 5 сериям. Правильное
решение каждого задания оценивается в 1 балл, затем подсчи-
тывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным
сериям. Полученный общий показатель оценивается как уровень
интеллектуальных возможностей.
Рисовальный тест Куглера (Kugler K., 1970). Используется
для диагностики интеллектуального развития детей. Тест состо-
ит из 7 усложняющихся фигур, которые ребенок должен самосто-
ятельно нарисовать. Фигура с изображением креста обязательно
должна быть выполнена 7-летним ребенком, с ней справляются
и 6-летние дети. Невыполнение рисунка 8-летним ребенком сви-
детельствует с большой вероятностью о слабоумии. Приводится
специальная форма подсчета результатов.

Проективные методы исследования личности
Проективные методики представляют собой специальную техни-
ку клинико-экспериментального исследования тех особенностей
и нарушений личности, которые наименее доступны непосред-
ственному наблюдению. Различные проективные методики объе-
диняются общими принципами подбора стимульного материала,
поведения психолога при обследовании, постановкой диагности-
ческих задач. К ним относятся:
1) неопределенность стимулирующего материала или ин-
струкции к заданию, благодаря чему испытуемый облада-
ет относительной свободой в выборе ответа или тактики
поведения;
2) обследование протекает при полном отсутствии оценочно-
го отношения к ответам пациента со стороны психолога, —
это условие, а также то, что испытуемый обычно не зна-
ет, что в его ответах диагностически значимо, приводят
к максимальной проекции личности, не ограничиваемой
социальными нормами и оценками;
3) проективные методы измеряют не ту или иную психиче-
скую функцию, а определенный модус личности в ее вза-
имоотношениях с социальным окружением.
Тест Роршаха (Rorschach H., 1921). Метод применяется
в различных областях психологической диагностики для це-
лей консультирования, профориентации, при изучении рас-
стройств поведения, психосоматических заболеваний, неврозов
и психозов. Материал теста состоит из 10 таблиц с пятью по-
лихромными и пятью одноцветными изображениями. Таблицы

предъявляются испытуемому в определенной последователь-
ности и положении. При обработке протокола каждый ответ
испытуемого регистрируется по 4 категориям: локализация,
детерминанты, содержание, оригинальность–популярность.
Данные теста позволяют оценить интеллектуальные способ-
ности пациента, особенности аффективной сферы, характер
социальных контактов, такие черты личности, как экстраверт-
ность/интровертность и др.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) (Murrey H., Mor-
gan C.D., 1935). Используется обычно вместе с тестом Роршаха.
В настоящее время материал ТАТ состоит из стандартного набо-
ра таблиц с изображением неопределенных ситуаций. Каждая из
таблиц допускает возможность неоднозначной интерпретации.
Пациенту предлагают набор из 20 таблиц и просят его составить
по каждой из них небольшой рассказ, в котором должны быть
описаны мысли и чувства персонажей, их настоящее, прошлое
и будущее. Наиболее широко применяется ТАТ при пограничных
состояниях для выявления аффективных конфликтов, ведущих
мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных способов раз-
решения конфликтных ситуаций, механизмов психологической
защиты, импульсивности-подконтрольности, эмоциональной
устойчивости-лабильности, эмоциональной зрелости-инфан-
тильности. Результаты ТАТ позволяют оценить интеллектуаль-
ные возможности пациента, нарушения восприятия и мышления,
повышенную агрессивность, депрессивные переживания, суици-
дальные намерения.
Тест Люшера оценивает потребности индивида по предпо-
чтению цвета. Согласно тесту могут быть определены следующие
психологические потребности:
x серый — в покое, отдыхе, пассивности;
x синий — в удовлетворении, спокойствии, устойчивости,
положительной привязанности;
x зеленый — в самоутверждении;
x красный — в активном действии и достижении успеха;
x желтый — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
x фиолетовый — в уходе от реальности, индивидуалистич-
ности;
x коричневый — в психологическом и физиологическом
комфорте;
x черный — в независимости, протесте, негативизме по от-
ношению к любым авторитетам, давлению извне.
Данные теста с определенным допущением позволяют выя-
вить личностные характеристики обследуемого.
Личностные опросники (анкетные методы
исследования личности)
Необходимость получить объективные данные о личностных
особенностях обследуемого наталкивается на ограничения,
связанные с недостаточностью самооценки пациентов, различ-
ными установочными аффектами. Для минимизации влияния
этих факторов необходимо так построить опросник, чтобы диаг-
ностическое значение имела лишь корреляция, установленная
между частотой высказывания и выраженностью того или иного
качества, которое в некоторых случаях нельзя вывести из смыс-
лового содержания вопроса. Авторы личностных опросников
формулируют вопросы по возможности нейтрально, маскируя
их цель и избегая ценностных категорий. В методики вводятся
вопросы, специально предназначенные для выявления отноше-
ния испытуемого к исследованию. Достоверность полученных
результатов устанавливается путем нахождения корреляции
между личностными признаками, определяемыми независимы-
ми клиническими наблюдениями или ранее проверенными экс-
периментальными методами, и ответами на вопросы, которыми
этот признак должен быть выявлен. Надежность личностных
опросников связана с процедурой их стандартизации на репре-
зентативных группах популяции.
Миннесотский многомерный личностный опросник (Min-
ne sota Multiphase Personality Inventory, ММРI) (Hathaway S.,
McKinley, 1941). Имеются его русские модификации — мето-
дика многостороннего исследования личности (Березин Ф.Б.,
Мирошников М.П. 1976), вариант Института им. В.М. Бехтере-
ва (1970), стандартизованный метод исследования личности —
СМИЛ (Собчик Л.Н., 1971). Тест предназначен для оценки
психического состояния и характерологических особенностей
личности, может быть использован при обследовании психи-

чески больных для установления синдромального диагноза.
MMPI состоит из 550 утверждений, затрагивающих состоя-
ние соматической и неврологической сфер, психологические
характеристики, психопатологические нарушения, при этом
каждое из них пациент должен оценить по отношению к себе
как верное или неверное. MMPI состоит из 13 основных шкал,
3 из которых являются оценочными и характеризуют отноше-
ние пациента к обследованию (шкалы лжи, аггравации и симу-
ляции, неадекватности самооценки), 8 клинических шкал (ипо-
хондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности,
психастении, шизоидности, гипомании) и 2 психологических
(мужественности-женственности, социальной интроверсии).
Названия шкал отражают только ту группу больных, по кото-
рой валидизировалась данная шкала MMPI. Интерпретация
результатов проводится в терминах психического состояния
или личностных черт. Тест эффективен при индивидуальных
и массовых обследованиях, при контроле за терапией. Высокий
уровень формализации допускает компьютерную (имеются ва-
рианты компьютерных программ теста) обработку и хранение
данных.
16-факторный личностный вопросник Кеттелла (16 PF)
(Cattell R., 1966) — тест создан на основе использования фактор-
ного анализа для изучения структуры личности. При исследова-
нии взрослых применяются 3 пары (мужские и женские вариан-
ты) эквивалентных опросников с учетом образования. Формы А
и В, предназначенные для обследования лиц с образованием не
ниже 7–8 классов, состоят из 187 вопросов. Процедура обработ-
ки первичных данных формализована. Каждому личностному
фактору, выделяемому с помощью теста, дается развернутое пси-
хологическое описание. Недостатком опросника является отсут-
ствие оценочных шкал, позволяющих учитывать установочные
тенденции испытуемых.
Патохарактерологический диагностический опросник
(ПДО) для подростков (Иванова Н.Я., Личко А.Е., 1976, 1981)
предназначен для определения в подростковом возрасте (14–
18 лет) типов характера при различных его акцентуациях, фор-
мирующейся психопатии, психопатических развитиях, психопа-
топодобных нарушениях. В каждом наборе — от 10 до 19 ответов.

Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие и не-
подходящие для себя ответы. Допускается множественный выбор
(2–3 ответа). Вопросник содержит 2 оценочные шкалы («объек-
тивной» и «субъективной» оценок), позволяющие диагностиро-
вать самооценку испытуемых, откровенность, диссимилятивные
тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой. С по-
мощью ПДО диагностируется 11 основных типов акцентуаций
характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный,
астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоид-
ный, эпилептоидный, варианты смешанных типов. Кроме того,
ПДО позволяет оценить такие показатели, как психологическая
склонность к алкоголизации и делинквентному поведению.