Жалобы  инфекционных больных

При выяснении жалобы инфекционного больного следует помнить, что сами
больные нередко перечисляют не все имеющиеся жалобы, забывая
часть из них или считая, что они не имеют отношения к данному заболеванию.
Именно поэтому нужно не просто задать вопрос о жалобах, а последовательно
опросить больного (нет ли у него головной боли, головокружения, боли в горле
и т.д.), постаравшись не забыть ни одну систему органов. Подобная методика
опроса во многих случаях позволяет значительно увеличить число жалоб. Каждая
выявленная жалоба должна быть не просто констатирована, а подробно проана-
лизирована по времени возникновения, динамике, реакции на приём препаратов
и др. Например, жалоба «боль в животе» несёт значительно меньшую смысловую
нагрузку, чем «боль в нижних отделах живота, преимущественно слева, усиливаю-
щаяся перед дефекацией и ослабевающая после неё».

Все жалобы должны быть подробно записаны в историю болезни, учитывая
острое течение большинства инфекционных болезней и возможную быструю
динамику состояния больного, нередко измеряемую часами. Поэтому история
болезни (и другие медицинские документы) должна нести максимальное количе-
ство информации в случае отсутствия лечащего врача и осмотра больного дежур-
ным врачом, консультантом и др.
Полноценно выясненные жалобы позволяют более целенаправленно собрать
анамнез заболевания.